Возникновение айкидо, его место среди боевых искусств мира. 3.

Во-первых, он будет удивлен. Несмотря на кажущуюся "мягкость" на показательных выступлениях, оно может быть действительно "жестким", резким и динамичным, с мощными болевыми замками кисти и прямыми ударами (атэми). В противоположность возможным представлениям, оно включает некоторые удушающие приемы, в частности, предназначенные для того, чтобы обезоружить противника и взять его под контроль.

Затем он будет поражён, узнав насколько, даже на уровне новичка, сложно овладеть базовой техникой и движениями, такими как страховки при падении (укэми), правильное определение расстояния (ма-ай), вход (ирими) и другие движения корпуса (таи-сабаки). Фактически всё тело, не только руки или ноги, должно непрерывно скоординировано двигаться, причём в движениях должны быть скорость, размах и мощность. Для того чтобы выполнять движения быстро и мягко, требуется очень высокая степень концентрации и свободы сознания, сбалансированность и рефлекторность движений.

Он осознает также значение регуляции дыхания, включающей нечто большее, чем нормализацию дыхания - связь с энергией ки. Мастерство дыхательной силы лежит в основе каждого перемещения и действия и даёт непрерывный поток движения. Более того, как мы увидим далее, оно непосредственно связано с философскими аспектами бу-до, разработанными Учителем Уэсиба.

Наконец, по мере совершенствования ученика, будет удивлять бесконечное количество приёмов с разными вариациями и применением, отличающихся рациональностью и экономичностью движений. Только после овладения сложными движениями Айки-до он поймёт центральное значение ки - как индивидуальной энергии, так и энергии Вселенной. И затем он начнёт ощущать глубину и сложность Айки-до как боевого искусства.

Короче говоря, только реальные занятия Айки-до могут дать полное понимание основной сущности бу-до - постоянная тренировка тела и разума как основной путь духовного развития человека. Только тогда можно полностью понять отказ от соревнований и турниров и пользу показательных выступлений, цель которых - показать процесс постоянной тренировки, а не утвердить свою личность.

Но вернёмся снова в Японию. Термин "Айки-до" появился в Японии примерно в 1942 году. О-сэнсэй Морихэй Уэсиба неоднократно менял название своей школы, пока не остановился на таком коротком, но очень ёмком слове – "Айки-до". Ниже мы рассмотрим те основные вехи в жизни О-сэнсэя, которые привели его и его Айки-до к мировой славе.

1902 год. Молодой Уэсиба приезжает в Токио, где начинает заниматься торговлей. Вечерами он занимается дзю-дзюцу в Тэнсин Синъё-рю (по другим источникам в Кито-рю) и фехтованием в Синкагэ-рю. Эти тренировки не продолжались долго, но даровали Уэсибе намёк на его истинное призвание - путь воина духа. В этом же году Уэсиба добился того, что его призвали в армию (сначала ему отказывали в виду его слабого здоровья и малого роста, но регулярными физическими занятиями он довёл своё тело до нужного состояния).

1903 год. Проходя службу в резервных частях под Осакой, Уэсиба записался в до-дзё Масакацу Накаи в пригороде Сакаи, где занимался там в дни увольнений. Накаи был выдающимся мастером боевых искусств и преподавал Ягю-рю дзю-дзюцу в сочетании с приёмами фехтования мечом и копьём. В это же время Уэсиба занимался ещё у одного учителя по имени Цубой.

1908 год. Уэсибе было выдано свидетельство о праве преподавания Гото-ха Ягю-рю дзю-дзюцу, и он сразу открывает своё до-дзё.

1915 год. На острове Хоккайдо Уэсиба знакомится с Сокаку Такэда (1860-1943). Такэда был величайшим мастером бу-до, потомком клана Айдзу, самого воинственного клана самураев. В своих постоянных поединках с другими мастерами Такэда обошёл всю Японию, при этом, не упуская случая научиться чему-нибудь новому.

Результатом накопленного Такэдой опыта стало создание нового направления, которое Такэда назвал Дайто-рю айки-дзюцу. Как только Уэсиба увидел в действии искусство Такэды, он сразу записался на десятидневный курс, а по его окончании ещё на один. Но по прохождении второго курса Уэсиба продолжает ещё в течение семи лет брать уроки у этого мастера. А в 1922 году Такэда выдал Уэсибе диплом полноправного учителя Дайто-рю.

1920 год. Уэсиба переезжает в Аябэ, где преподаёт своё искусство в религиозной организации Омото-кё, членом которой он стал в 1919 году. Глава Омото-кё Ванисабуро Дэгути любил и уважал Уэсибу и наделил его большой властью и ответственностью. Дэгути говорил ему: "Ты должен сделать бу-до своей жизнью. Ты обладаешь силой сдвигать горы. Так делай это!" Следуя его совету, Уэсиба открыл школу боевых искусств - "Школу Уэсибы". Он учил главным образом тех, кто имел какое-то отношение к Омотэ-кё, но его слава мастера боевых искусств очень быстро распространилась среди остальных. Он очистил и обработал участок земли рядом с основным залом Омото-кё, вёл независимую жизнь фермера и воплощал в жизнь свою идею о непременном единстве бу-до и фермерства. Ключевым моментом в его поисках истинного духа бу-до стало изучение котодамп, духовных функций, которые выполняют звуковые колебания, и постепенно он приходит к объединению духа, разума и тела. Помимо этого Уэсиба много тренируется по ночам на открытом воздухе с копьём и мечом. Он развесил на ветвях деревьев, окружающих до-дзё, мячи, сделанные из губки, и с их помощью быстро достиг совершенства в работе с копьём.

1923 год. Уэсиба официально называет своё искусство Айки Бу-дзюцу. Айки Бу-дзюцу - это буквально вливание духа в классические движения боевых искусств. "Дзюцу" - это "техника", в отличие от которой "до" означает "путь" или "метод".

1925 год. Вернувшись в Японию с острова Хоккайдо, куда Уэсибу направили на освоение новых земель, он вновь занялся искусством фехтования на мечах. Он работал день и ночь, используя свои собственные уникальные методы физической тренировки и духовного очищения. И по мере достижения более высоких уровней в своей практики искусства боя он развил почти сверхчеловеческие способности. В кульминационный период особенно интенсивной тренировки, в процессе медитативно-очистительной практики, он пришёл к тому, что искал всю свою жизнь. В тот момент, когда дух Вселенной окутал его тело мерцающим золотым светом, он постиг сущность ки (универсальной жизненной силы). Он глубоко осознал процессы Вселенной и теперь знал, что источником бу-до является дух, который защищает всё вокруг. "Бу-до - это не поражение противника за счёт своей силы, - говорил он, - и это не инструмент, который приведет мир к разрушению с помощью оружия.

Следовать истинному бу-до - значит принять дух Вселенной, поддерживать мир на Земле и правильно создавать, защищать и развивать всё, что существует в природе".

Осенью этого же года, когда в Токио распространились слухи о "волшебнике из Аябэ" (так стали называть Уэсибу после его встреч с мастерами бу-до), Уэсиба встретился с адмиралом Такэсита. Такэсита покровительствовал Дзигоро Кано (1860-1938) и Гитину Фунакоси (1868-1957), а теперь и Уэсибе. Такэсита организовал в Токио демонстрацию искусства Уэсибы для избранной группы высокопоставленных сановников.

Эта демонстрация стала настоящим потрясением. В результате Уэсибу пригласили провести трёхнедельные курсы во дворце Аояма, на которых занимались мастера дзю-до и кэн-до самого высокого уровня. Хотя семинар прошёл успешно, официальные лица запретили участие Уэсибы в каких-либо организованных государством мероприятиях по причине его тесной связи с Ванисабуро Дэгути, главой организации Омото-кё. (Более подробно об этом читайте в Главе 5 о философских основах Айки-до). Оскорблённый подобными намёками, Уэсиба вернулся в Аябэ. Однако Дэгути убедил его в том, чтобы он расстался с Омото-кё и начал двигаться собственным, уникальным путём. Дэгути напомнил Уэсибе: "Подлинным предназначением твоей жизни является распространение по всему миру истинного смысла бу-до".