Kata dori nikyo ura. Часть 1

Целесообразнее начинать выполнение этой техники, когда Укэ только пытается схватить Наге за плечо. В этом случае Укэ находится в движении, не успев стабилизировать свое положение, и, следовательно, его легче вывести из равновесия.
В тот момент, когда Укэ, протягивая руку к плечу Наге, собирается его схватить, Наге должен сделать шаг назад и чуть-чуть в сторону, отойдя с линии атаки. Руку Укэ Наге сразу же фиксирует у своего плеча. Если Укэ все-таки удалось схватить Наге и стабилизировать свое положение (работа в статике), то Наге должен точно также разбалансировать Укэ, делая шаг назад, но это будет несколько труднее, чем в динамике. Когда Наге делает шаг назад, он должен делать движение всем корпусом, а не просто одной ногой, потому что в этом случае Укэ не позволит Наге двинуться, т.к. он стоит уже достаточно устойчиво. А мощное движение всем корпусом позволит Наге разбалансировать Укэ.
Такая смена стойки позволит Наге разбалансировать Укэ, т.к. Наге, продолжая движение Укэ, выводит его вперед, проводя мимо себя. Если Укэ и Наге находятся на небольшой дистанции, то целесообразнее будет использовать атеми. Во время шага назад Наге наносит свободной рукой отвлекающий удар в лицо Укэ, заставляя его отклоняться назад, еще больше теряя равновесие.
В таком положении Укэ, естественно, будет пытаться стабилизировать свое положение. Он может сделать это двумя способами:

1.    продолжать движение на Наге, давя на него, стабилизируя свою стойку;

2.    выпрямлять свой корпус, отходя от Наге, немного отклоняясь назад, также стабилизируя свою позицию.
В случае, когда Укэ продолжает движение в сторону Наге, необходимо “обойдя направление его силы” (уход с линии атаки вместе с зафиксированной у плеча рукой) сделать мощное движение в обратную сторону. Укэ, “пролетев” мимо Наге, окажется еще в более проигрышной позиции, чем в начале атаки. Здесь уже не составит труда провести болевой.
Во втором случае, когда Укэ начинает отклоняться корпусом назад необходимо идти за ним, как бы продолжая его движение. Укэ, отклоняясь назад и пытаясь стабилизировать свое положение, оказывается в проигрышной позиции, т.к. Наге, снова продолжая его движение, выводит его из равновесия за счет сильного отклонения назад. После этого можно провести болевой.
После того, как Укэ опустился на пол на колени, необходимо уложить его на живот, чтобы провести болевой контроль или удержание. Укэ, сидящий на двух коленях, имеет очень устойчивую позицию, т.к. его центр тяжести находится близко к точке опоры. Сидящий в сейза Укэ имеет три точки опоры, поэтому разбаланс сделать труднее. Чтобы это сделать, нужно уйти за спину Укэ, ведя его руку круговым движением, локтем по направлению к голове, а затем в слабую точку за спину. Необходимо вести локоть Укэ к его голове до тех пор, пока он не начнет терять равновесие. Обычно в таких случаях Укэ опирается свободной рукой о пол, поднимая одно колено. В этот момент он находится в очень неустойчивой позиции. Поэтому Наге, продолжая движение за спину Укэ, легко может уложить его на живот. После этого необходимо сразу провести болевой контроль.