Путь дзюдо как спортивного единоборства

Начиная с 1955 года, дзюдо постепенно уже под официальным названием дзюдо и чаще – борьба дзюдо, начинает распространяться в мире.

Из Японии разъезжались специалисты в разные страны преподавать дзюдо. Стало модным иметь тренера-японца, даже если его услуги стоят дорого.

Благодаря рекламе и кипучей деятельности профессоров дзюдо, японская борьба получила широкое распространение. В особенности большую популярность приобрело дзюдо во Франции, Бельгии, Голландии, Испании, Англии. Вот почему спортсмены именно этих стран являются сильнейшими на проводимых в настоящее время чемпионатах Европы и мира.

Как уже говорилось выше, первый сокрушительный удар по престижу японских дзюдоистов нанес голландец Антон Хессинк. На очередном чемпионате мира в 1961 г. в Париже он стал чемпионом в тяжелом весе.

Раныпе в дзюдо не было деления на весовые категории, японцы категорически восставали против всяких попыток вмешаться в традиционные правила. Затем было введено деление на весовые категории. Их стало три: до 68, до 80 и свыше 80 кг. Кроме этого оставалась абсолютная категория, в которой могут бороться спортсмены любого веса.

Наступило время, когда соперничество европейских борцов стало настолько серьезным, что японцы начали проигрывать не только в тяжелых весовых категориях.

В 1964 г. Олимпийские игры проводились в столице Японии Токио. Естественно, японцы не смогли пройти мимо открывшейся возможности на правах хозяев включить дзюдо в программу игр, что принесло им золотые медали во всех весовых категориях. Абсолютным чемпионом Олимпийских игр в Токио стал Исао Инокума. Действительно, он в значительной степени снова поднял престиж Японии в дзюдо, поскольку при собственном весе 87 кг выиграл у борцов, превышавших вес 110 кг.

Однако уже здесь наметился достаточно сильный противник – третье место в абсолютной и легкой весовых категориях поделили четыре советских спортсмена (П. Чиквиладзе и А. Кикнадзе в тяжелом весе и О. Степанов и А. Боголюбов – в легком весе).

После перерыва 1968 года на Олимпийских играх в Мюнхене в 1972 г. в программу вновь была включена борьба дзюдо. Японцы проиграли в абсолютной категории голландцу Рюске и нашим дзюдоистам Виталию Кузнецову (серебряному призеру), а в среднем весе – первому советскому чемпиону Шоте Чочиашвили.

Первый олимпийский чемпион в абсолютной весовой категории (1964 год, г. Токио) Исао Инокума на пьедестале почета (справа: третьи призеры П. Чиквиладзе и А. Кикнадзе – СССР)

В дальнейшем количество весовых категорий продолжало увеличиваться. Всем, в том числе и японцам, была видна выгода от этого. Теперь за победы могли бороться не только борцы тяжелого веса. Было принято деление на пять весовых категорий: до 63, до 70, до 80, до 93 и свыше 93 кг. При этом продолжались соревнования в абсолютной категории.

В Японии с 1977 года появился новый фаворит – Ясухиро Ямасита, ставший олимпийским чемпионом в абсолютной весовой категории.

Однако, на наш взгляд, это не Исао Иокума с собственным весом 87 кг, который повергал на татами 120-килограммовых гигантов. Сам Я. Ямасита весит побольше, и его весо-ростовой индекс свидетельствует о том, что его высокие спортивные результаты обеспечиваются в первую очередь выгодными для борьбы пропорциями тела с исключительно низким расположением ОЦТ как в сравнении с его противниками, так и относительно самого себя. Это обеспечивает ему высочайшую устойчивость и возможность подводить свой ОЦТ в пределы проекции ОЦТ противника.

Чемпион Японии Набуюки Сато, президент Международной федерации дзюдо Мацумае Сигеёси, олимпийский чемпион в абсолютном весе 1964 г. и чемпион мира Исао Инокума, олимпийский чемпион и трехкратный чемпион мира в тяжелом весе Ясухиро Ямасита

В 1977 г. правила снова изменились: было введено уже семь весовых категорий – до 60, до 65, до 71, до 86, до 95 и свыше 95 кг. Абсолютная категория осталась.

Дзюдо прочно вошло в олимпийскую программу. Мастерство борцов различных стран постоянно растет. Теперь нет и речи о явном преимуществе японских борцов перед другими, хотя они по-прежнему сильны, особенно в малых весовых категориях, однако, видимо, организационные основы функционирования дзюдо в Японии все-таки обеспечивают ему стабильно высокие спортивные успехи. Приведем выдержку из статьи старшего тренера сборной по дзюдо Спорткомитета СССР И.Д. Свищева, одного из первых дзюдоистов страны, ныне профессора Центрального университета физической культуры страны: «Ведущие позиции на мировом дзюдо продолжают сохранять японские спортсмены. За 23-летний период на десяти чемпионатах мира они завоевали 34 золотых медали, тогда как голландские дзюдоисты – 5 золотых медалей, борцы Советского Союза – 3, Франции – 2, ГДР – 1 золотую медаль».

Наши дзюдоисты после фейерверка побед в первые годы выступлений на татами резко снизили свои результаты. Мы уверенно забросили борьбу самбо, являвшуюся порочным технико-тактическим базисом для дзюдоистов, и не впитали пока в себя принципы дзюдо.

Следует упомянуть факт того, что грузинские борцы для такой малочисленной страны показывают стабильные результаты. Так, уже после распада СССР представитель новой Грузии Давид Хахалешвили стал олимпийским чемпионом в Барселоне (1992). На последней Олимпиаде в Греции (2004) представители 3-миллионной Грузии завоевали золотую и серебряную медали. Это свидетельствует о больших резервах грузинской национальной борьбы, о чем будет сказано ниже.

Мы приводим эти факты потому, что грузинские борцы, занимаясь дзюдо, не забывают пользоваться техникой и тактикой своей национальной борьбы и пытаются максимально использовать ее преимущество в борьбе дзюдо.

В силу того, что дзюдо задумывалось не как вид спорта, а как средство физического воспитания через упражнения боевых искусств, сам Д. Кано стимулировал развитие женского дзюдо.

Женское дзюдо получило официальный статус. Однако Д. Кано предполагал успехи в женском дзюдо оценивать по качеству демонстрации приемов в условно-контактном режиме, что позволяло продемонстрировать пластику и амплитуду движений.

Современное женское дзюдо далеко от представлений Д. Кано и по составу соревновательной деятельности не мотивирует настоящих женщин к занятию данным видом единоборств.

По всей видимости, Федерации дзюдо следует подумать об изменении правил соревнований по женскому дзюдо в пользу гимнастической системы оценки деятельности (оценка качества заданного состава технических действий и т. п.).

Д. Кано превратил кастовое джиу-джитсу в государственную систему физического воспитания. Его заслуга даже выше, чем заслуга А. А. Харлампиева, сделавшего борьбу самбо всенародной, в отличие от келейной самозащиты по В. Спиридонову, хотя последний делал свое дело в соответствии со служебным статусом.