Капоэйра - танец-бой, сокровище души бразильского народа

О капоэйре в России узнали в 1994 году, после того, как появился фильм "Только сильнейший" с Марком Дакаскасом в главной роли. Что же такое капоэйра? Что бы ответить на этот вопрос следует сначала узнать об истории возникновения и развития капоэйры.
Существует множество мнений, гипотез и догадок, порой даже самых противоречивых, касающихся истории возникновения и развития капоэйры как воинского искусства. В их основе лежат как реальные факты, так и просто романтические истории. В наиболее распространенной версии о возникновении капоэйры говорится, что это искусство было создано африканскими рабами, вывезенными в Бразилию. Само слово "капоэйра" (в бразильском произношении - "капуэйра") не имеет однозначного перевода. Но многие мастера и исследователи объясняют это слово, как "низкая растительность", место с низкой травой, где удобно практиковать капоэйру.
Более или менее достоверные сведения о капоэйре относятся к началу XVIII века. Именно с этого времени начинают появляться первые письменные источники, содержащие упоминания о капоэйре... Однако история капоэйры имеет более глубокие корни.
В 1500 году португальцы высадились в Бразилии. С самого начала ее колонизации португальцы пытались использовать в качестве рабов местных индейцев. Но индейцы либо быстро погибали в неволе, либо убегали в непроходимую сельву. И тогда в качестве свежей рабочей силы было решено ввозить в Бразилию рабов из других португальских колоний - Анголы, Мозамбика, Гвинеи, Конго. Рабы привезли с собой религию, культуру и традиции, часть которых позже стали одной из составляющих капоэйры. Так, например, у некоторых африканских племен существовал обряд инициации "N”golo", что означает "Танец зебр". В этом танце молодые воины вступали в ритуальный бой друг с другом. Как предполагается, этот танец в сочетании с некоторыми другими, в том числе и боевыми традициями африканских племен, лег в основу капоэйры.
Как и индейцам, многим африканцам удавалось бежать, но если для первых это была родная земля, то неграм приходилось учиться выживать. Беглые рабы образовывали так называемые "киломбуш" или "свободные поселения". Это были поселения со своей внутренней социальной и экономической структурой. В этих поселениях капоэйра формировалась и развивалась как боевое искусство, обогащаясь различными знаниями и техникой. Капоэйра - борьба, замаскированная под танец: борьба за свободу, за жизнь, за справедливость; это оружие слабых против сильных, незащищенных против угнетателей.
Спустя столетия Бразилия была провозглашена республикой, рабство было отменено, поселения бывших рабов естественным образом перестали ассоциироваться с центрами борьбы за свободу. Вместе с людьми капоэйра перебралась в город, и из сугубо африканского искусства превратилась в достояние всего населения, но в большей степени бедного. Среди этих людей, капоэйра широко распространилась, служа для многих преступным оружием для выживания.
В итоге началось отождествление капоэйры с чем-то незаконным. И вскоре оно стало столь сильным, что слово "капоэйрист" превратилось в синоним слов "бродяга", "бандит", "вор". Из-за этой путаницы между людьми и искусством, которое они практиковали, капоэйра была заклеймена как отвратительная социальная болезнь. В начале XIX-го столетия даже был издан указ об организации полицейских сил, в задачу которых входила борьба с капоэйристами.
Но капоэйра не исчезла. Наиболее широкое распространение в этот период она получила в портовых городах, в которых постоянно происходило скопление солдат, наемников и моряков из разных стран. И, как не странно, благодаря многочисленным дракам с приезжими, техника капоэйры стала обогащаться ударами и движениями из других боевых искусств. Капоэйристы стали осваивать работу с лезвиями и палками.
На заре XX века технический арсенал ударов капоэйры использовался многими уличными бандами, наемниками, телохранителями и т.п., однако это не имело ничего общего с самой капоэйрой. Истинное искусство было тщательно скрыто от непосвященных. Мастера капоэйры и их самые близкие ученики собирались в секретных местах, для того чтобы провести "роду". Это были люди, которые старались поддержать древние традиции, развивали не только физическую составляющую стиля, но философский аспект, пели древние песни и играли на простейших инструментах. Они вели двойную жизнь и имели два имени: одно - для мира капоэйры, другое - для жизни в народе. Эта традиция сохранилась до сих пор, когда во время ритуала посвящения "батизада", ученику дается капоэйристское имя.

В 1930 году военный переворот изменил политическую ситуацию в стране. Ослабли гонения и на капоэйру как на проявление народной культуры.
В 1932 году открылась первая в истории официальная школа капоэйры. С этого момента началась легализация капоэйры, как национального вида борьбы. В капоэйре появились два стиля, две школы. Стиль "Капоэйра Режиунал" ориентирован на боевые аспекты, а стиль "Капоэйра Ангола" на её традиционно ритуальный и игровой характер. Между стилями существует разница по скорости и способу исполнения движений. Однако современные капоэйристы выступают как приверженцы единого стиля, не противопоставляя между собой Аноголу и Режиунал, объясняя разницу в стилях лишь в способе проявления своего внутреннего состояния посредством движений.
Занятие проходит под ритмичную танцевальную музыку. Музыка в капоэйре является одним из важных моментов этого искусства. Она создаёт атмосферу, в которой наиболее полно и красиво ты можешь выразить себя. Невозможно усидеть на месте. Хочется снять обувь и выйти в зал, чтобы принять участие во всеобщем движении. Как объяснить это состояние? Трудно. Оно рождается в глубинах вашей души, как что - то древнее, что происходило с вами, возможно, в какой то из предыдущих жизней. И сейчас музыка рождает воспоминания и желание повторить эти движения вновь. Капоэйра завораживает. Вторая часть занятия в круге (роде) отдаленно напоминает ритуальный танец. В основании круга располагается оркестр из музыкантов и певцов. Музыка и пение вдохновляют игроков на более активное взаимодействие, либо успокаивают их пыл, когда игра становиться слишком "горячей". Наблюдая за этим фантастически красочным действом я сожалела только о том, что в этот момент не было со мной моего сына и моих друзей, которые, как и я, фанаты танца во всех его проявлениях. Свои ощущения в этот момент я могла бы выразить только одной фразой: "Это надо видеть!"