Путь к сути воинского искусства. Часть 3

Каратэ-до — это в первую очередь воинское искусство, а не спорт, и спортом быть не должно.

Я считаю, что в занятиях спортом есть предел, а Будо этого предела не имеет.

Конечно же, и в спорте с каждым годом новые поколе­ния улучшают результаты, бьют все новые рекорды. Сжима­ются секунды на ближних и дальних дистанциях, увели­чивается длина прыжка. И все же, если взять возможности конкретного спортсмена, например прыгуна с шестом, то можно ли себе представить, что обладатель мирового рекор­да, будет показывать столь же высокие результаты и ста­вить новые рекорды до самой смерти? Я думаю, что это все же невозможно. Именно поэтому в спорте есть предел.

Если бы, например, спринтер или стайер осознал, что, несмотря на возраст, он будет прогрессировать, и до конца жизни улучшать свои показатели, то это уже можно было бы назвать «путем». Однако, и это весьма прискорбно, спортсмены, как правило, пройдя некоторый пик, в даль­нейшем обречены на регрессию.

И я боюсь, что с современным каратэ при нынешней фор­ме тренировок может произойти то же самое.

Действительно, например, дзюдо сейчас превратилось в соревновательный спорт, и пожилые люди им заниматься уже не могут. Вместе с тем кэндо и сейчас здравствует, не потеряв ничего как «путь». Ван Сян-чжай когда-то давно говорил Учителю Саваи: «В дзюдо нет КИ, а в кэндо — есть».

Так в чем же все-таки разница? Каково же истинное лицо этого таинственного КИ, которой нет в дзюдо, но есть в кэн­до? Я уверен, что здесь и лежит намек на разгадку, как мож­но продолжать идти по «пути» до самой смерти.

Учитель Саваи подчеркивал, что в Будо необходима не­кая «взрывная энергия», а не та сила, с помощью которой можно таскать 100-200-килограммовые штанги.

А может эта таинственная «сила КИ», и есть «взрывная энергия»?

Взрывная энергия — это не то, что можно развить, про­сто тренируя мышцы и наращивая силу. Это проблема мозга и нервов, а также души и психики. Стимулируя мозг и нервную систему, занимаясь духовной практикой, мож­но развивать «взрывную энергию», вернее «силу КИ» бес­конечно. Годы — не помеха совершенствованию психики, поиску подлинного облика души, и поэтому совершенство­вание можно продолжать до самой смерти.

Учитель Саваи в 30 лет, в пору расцвета его физических сил, был буквально уничтожен стариком Ван Сян-чжаем, а ему было уже за 60, почтенный возраст! Именно образ старого Учителя Ван Сян-чжая, который с годами стано­вится только сильнее, должен стать примером для того, кто посвятил себя боевому искусству, кто стоит на пути каратэ.