Этикет в каратэ-до

Этика - это роскошь вчера, необходимость сегодня,
единственное условие для выживания завтра.
Этикет — установленный порядок поведения — очень важен в КАРАТЭ-ДО. Этикет пришел в КАРАТЭ-ДО из конфуцианства, вместе с практикой четко разработанной церемонии и догмами морали. Положения морали легли в основу "БУСИ-ДО" — кодекса самурайской чести, который и сейчас определяет поведение каратэка. Кодекс БУСИ-ДО сводится к 5 ключевым установкам:
I. Верность
а) верность народу и любовь к отечеству;
б) любовь к родителям и привязанность к братьям;
в) усердие.
II. Вежливость
а) уважение и любовь;
б) скромность;
в) утонченность.
III. Мужество
а) храбрость;
б) твердость и хладнокровие;
в) терпеливость и выносливость;
г) находчивость.
IV. Правдивость
а) прямота и искренность;
б) честь;
в) справедливость.
V. Простота
а) простота;
б) скромность и чистота.
В КАРАТЭ-ДО эти положения нашли отображение в четко разработанной церемонии (ШИКИ):
— При входе в зал (ДОДЖО) все делают ДОДЖО-РЭЙ — РЭЙ залу, выражая тем самым уважение даже к месту, где они постигают КАРАТЭ-ДО;
— В начале и в завершение тренировки делается ШИКИ, где тремя РЭЯМИ ученики выражают уважение:
"ШОМЭН-НИ-РЭЙ" — основателям КАРАТЭ-ДО, основателю школы;
"СЭНСЭЙ-НИ-РЭЙ" — своему учителю;
"ОТАКАЙ-НИ-РЭЙ" — своему труду на тренировке.
— Регламентированы и отношения между учениками — перед обращением младший по поясу делает рэй и обращается к старшему только после ответного рэя.
Соблюдение этикета КАРАТЭ-ДО с первой же тренировки воспитывает в учениках вежливость и уважение, что является очень важным в изучении КАРАТЭ-ДО и в воспитании гармоничной высокоразвитой не только с физической, но и с других сторон личности.