Будо-каратэ и современное спортивное единоборство Часть 2

Следование принципам Будо-спорта дает возможность, не отказываясь от формы спортивных состязаний, переосмыслить их значение в общем контексте Будо-каратэ. А это в свою очередь налагает на инструкторов Кёкусинкай, стремящихся быть не только спортивными тренерами, но и носителями воинской традиции и школы Кёкусинкай, большую ответственность.
Прежде всего необходимо «открыть глаза» на подлинные цели воинского ремесла, искусства и пути самопознания, на основы традиционной системы воинской подготовки, на кихон, ката, иппон-кумитэ и иные виды учебных поединков. Предстоит вновь и вновь прозревать в традиционном кихоне за формальной оболочкой «душу» каратэ, а в канонизированных ката — «лицо» школы. Надлежит терпеливо постигать смысл того, на что мастера-наставники тратили много лет, прежде чем допустить ученика к свободному учебному бою.
Выполнение обширного арсенала боевых техник каратэ в форме кихона — начальная ступень обучения, на которую ученику и мастеру предстоит опираться всегда. Это процесс ковки «меча» воина, содержания его в готовности, постоянная шлифовка и полировка «оружия». В Японии меч считался «душой» воина. Для безоружного бойца-каратиста, символическим оружием которого стало все тело, «душой» стал кихон — «кузница» того боевого арсенала, который можно было эффективно противопоставить стремительному самурайскому клинку и символически назвать «мечом духа».
Кихон олицетворяет идеальную боевую технику каратэ, которая выполняется в идеальной, «красивой» и целесообразной форме. Выполняется с максимальной скоростью и концентрацией без внешних помех и раздражителей в состоянии полного духовного единения. Групповое ритмичное исполнение техники в форме кихона — кратчайший путь к коллективной медитации и духовному единению школы. Возвращение к кихону после тренировки в парах позволяет восстанавливать технику, устранять неизбежные искажения и погрешности, которые обусловлены недостаточным владением «оружием» в контактном поединке. Образно говоря, это позволяет свести с «клинка» зазубрины, отточить его и приготовить к бою. Практика кихона после получения травм служит идеальным средством активного исцеления и восстановления психоэнергетического баланса организма.
Гармоничное сочетание выполнения техники в форме кихона с работой в парах по принципу иппон-кумитэ дает возможность практически уяснять боевое предназначение базовой техники и возможности ее многофункционального применения. Это помогает понять, что удары могут быть использованы как блоки, блоки - как удары или приемы освобождения от захватов и т.д. Выполнение различных комбинаций из базовых техник помогает почувствовать реальную дистанцию, осознать соответствующие возможности классических стоек в перемещениях и маневрах.
Изучение «азбуки» каратэ в сочетании с принципами строения «речи» и прочным усвоением обиходных «речевых» формул является основой для построения осмысленных «монологов» (ката), «диалогов» (кумитэ) и уверенного ведения «дискуссий» (бой с несколькими противниками) на языке каратэ.
Знание этих возможностей существенно для грамотного будо-спортсмена и тренера. И оно совершенно необходимо для мастера Будо-каратэ, носителя традиции и наставника воинского искусства.