Киокушин: легенды и были. Часть 3

Международная организация каратэ приняла  решение проводить чемпионат мира раз в четыре года. Второй и третий чемпионаты (они проходили в 1979 и 1984 годах)  выиграл замечательный японский каратист Макото Накамура.  Лучшим достижением спортсменов из других стран было на  этих турнирах третье место В.Вильямса (США).
На пятом по счету чемпионате в ноябре 1991 года довелось  побывать и мне. Этот грандиозный турнир собрал в Токио  250 атлетов из 105 стран, - киокушинкай, поистине,  покорил весь мир! Потрясающим мастерством блеснул победитель - Кенчи Мидори. Он был едва ли не самым  миниатюрным участником - рост 165 см, вес 70 кг. Однако  боевой дух и изумительное владение всем арсеналом  приемов киокушин позволили Мидори одолеть таких гигантов, как Я. Чичиноэ (108 кг) и К.Ямаки (105 кг). В  финале Мидори взял верх над своим соотечественником А.Масудой...
Можно лишь позавидовать Масутацу Ояме - он добился всего, к чему стремился десятки лет: кио-кушин-каратэ приобрело небывалую популярность во всем мире;  создана образцовая школа киокушин в Японии; последователей ее на родине Оямы насчитывается около  полумиллиона: на книгах и учебниках создателя стиля киокушин выросло не одно уже  поколение каратистов. Однако неймется ”отцу-основателю”  - в свои 70 лет он по-прежнему колесит по всему миру,  неустанно пропагандируя киокушин-каратэ; пишет книги о  каратэ и участвует в производстве кино- и телефильмов, рассказывающих о том, как преуспеть на татами, организует  турниры и проводит классификационные состязания;  выезжает в летние и зимние лагеря каратистов, чтобы вместе со своими учениками, ставшими уже признанными  специалистами-тренерами, помочь в освоении киокушин новым его адептам, отовсюду приезжающим в Японию набираться “ума-разума” в каратэ.
Удивительная, неповторимая  судьба! Обладая от природы лишь обыкновенными физическими задатками, Масутацу Ояма самостоятельно развил их до качеств легендарного богатыря; не получив системного образования, он сумел стать крупнейшим  специалистом в своей сфере, автором десятков книг и  учебников; в боевых искусствах, насчитывающих  тысячелетнюю историю, Ояма смог проторить свой  собственный путь, по которому увлек сотни тысяч последователей!
Да, популярность киокушинкай во всем мире в значительной мере основывается на преклонении каратистов всех возрастов перед яркой личностью  Масутацу Оямы. Его невероятная энергия, железная воля,  умение увлечь за собой служат негасимым маяком для  организаторов каратэ в Японии и далеко за ее пределами...
Наособицу необходимо сказать и о том, что популярность  каратэ зиждется не только на совершенстве технических  приемов, разработанных Оямой, но и на своеобразной  философии каратэ, сформулированной ”отцом-основателем”.  В своих лекциях и книгах Масутацу Ояма не уставал  повторять, что настоящим мастером каратэ можно стать,  лишь очистив и возвысив свой дух, радикально перестроив  свое сознание, настроившись на жизнь естественную и гармоничную.
В основу философских воззрений Оямы лег опыт его  собственных духовных исканий. С юношеских лет Масутацу  находился под сильным влиянием идей конфуцианства,  даосизма, дзэн-буддизма, почерпнутых главным образом из  книг. Заповеди традиционной восточной культуры, религии и  морали Ояма стремился соединить с постулатами системы  физического совершенствования человека, к разработке  которой приступил, создавая свою модификацию каратэ.  Итогом стала весьма последовательная и стройная  философская концепция киокушин, во главу угла ставящая  духовные и нравственные ценности. Именно они  провозглашаются сутью Будо (пути) каратэ. Владение его  техникой - лишь видимая глазом верхушка айсберга  киокушин.
Для подробного изложения философской концепции, разработанной Масутацу Оямой, понадобилась бы отдельная книга. Здесь же я попытаюсь лишь дать представление об основных ее положениях, имеющих практическое значение для читателя, который, не будучи  знаком с восточными религиозно-философскими воззрениями,  хочет, тем не менее, приобщиться к каратэ-киокушинкай.
Для того чтобы преуспеть в жизни, считает Ояма (и тут он, конечно, не первооткрыватель), прежде всего необходима  высокая мотивация, способная преодолеть любые препятствия.  Лелейте в себе амбиции, призывает ”отец-основатель”  киокушин, пестуйте в себе целеустремленность, укрепляйте  веру в то, что способны решить поставленную задачу. ”Чем  больше и выше амбиции человека, тем  значительней и выше он сам, - пишет Ояма. - Отсутствие  амбиций повлечет за собой одиночество и неуверенность”. В то же время он призывает четко разграничивать амбиции и  проявления банального честолюбия и эгоизма, - “поднимаясь  из глубины души, амбиции становятся духовными  требованиями, которые пронизывают всю жизнь человека и  делают его способным на любое самоограничение”.
Если  человек осознанно вступает на стезю каратэ и принимает  внутренне мотивированное решение обиться в нем вершин,  он должен быть готов к самозабвенности, упорному тренингу.  Ояма говорит: ”Тренируйтесь больше, чем спите. Вы не пожалеете, если будете  следовать этому жесткому правилу”. Изучение приемов киокушин его создатель сравнивает с восхождением на гору, которое не может  быть прервано даже для кратковременного отдыха. И  промежуточный успех не может быть поводом для самоуспокоения:  ”Хороший результат - только миг. После каждого триумфа надо  завоевывать новые вершины”.
Осваивая нюансы техники каратэ, человек каждодневно обязан укреплять свой дух и дисциплинировать волю. Ояма считает, что для этого лучше  всего подходят методы, синтезированные последователями дзэн-буддизма. Они призывают к радикальной перестройке сознания, открывающей путь  к естественной  и гармоничной жизни, к обретению   духовной связи со всеми  живыми существами,  единению с природой. Прийти к интуитивному озарению можно благодаря глубокому  сосредоточению  (медитации), что очищает человека от обыденных  и предвзятых представлений и эмоций.
В киокушин к  медитации принято обращаться в начале и в конце тренировки  (примерно на 2 минуты). До начала занятий правильная поза во  время медитации, размеренное, глубокое дыхание, полное   сосредоточение помогают раскрепостить сознание, подготовить его к интенсивной тренировочной работе. Медицая после занятий, как считает Ояма, способствует компенсации больших психических и энергетических затрат каратиста на тренировке.