Взгляд на Шаолинь извне Часть 10

В начале 90-х гг. в монастырь набрали несколько десятков молодых послушников, специально для изучения ушу. Они уже далеко не всегда соблюдают все традиционные монашеские правила - их придерживаются в основном старшее, уже уходящее поколение. Молодежь часто не посещает регулярных молитв и не столь активно занимается монашеской практикой, больше времени уделяя ушу. Некоторые монахи стремятся сегодня интегрироваться в государственную деятельность, занимая некоторые административные посты. В известной мере, это не является новостью, поскольку традиционно ряд буддийских монахов жил при дворах правителя в Лояне и Чанъани, выполняя обязанности «государственных наставников» (гоши). Однако самой традицией они уважались скорее как государственные деятели, нежели как духовные лидеры. Однако современная жизнь как бы утрирует эту традицию, например, нынешний председатель административного совета монастыря молодой Юнсинь любит позировать на фоне дорогих западных автомобилей и фотографироваться у избирательной урны при голосовании в Совет народных представителей КНР. Жизнь малозначимого, но «государственного мужа» оказывается привлекательнее, чем древняя шаолиньская традиция. Часть монахов после службы аккуратно сложив желтые одежды и переодевшись в «гражданское» платье, практически ежедневно отправляются в город Дэнфэн, побеседовать с друзьями. Многие здесь же ведут школы ушу или традиционной медицины. В современном Шаолине чуть более ста монахов, около половины из них обучаются ушу. Остальные же считаются знатоками традиционной медицины и хранят многие ее секреты в тайне. Вообще же в кругах знатоков современный Шаолинь более славен как центр традиционной медицины, нежели боевых искусств. Традиция приема детей в монастырь сохраняется до сих пор - самым младшим монахам семь-девять лет. Формально в древности монахом можно было становиться лишь после 16 или 18 лет, однако сегодня эта традиция нарушена, к тому же и статус монаха заметно размыт. Каждый монах принадлежит к тому или иному поколению (дай или ши) носителей «истинной традиции» Шаолиньского монастыря, к которой не могут принадлежать монахи других монастырей или буддийских школ. Считается, что первое поколение представлял сам Бодхидхарма (по другим версиям, основатель монастыря Бото), но в реальности отсчет поколений пошел лишь с XIII в. - эта традиция была положена настоятелем Фуюем. В сущности, это подтверждает версию о том, что целостная доктрина духовного воспитания со своими характерными методами, включающими практику ушу, возникла в Шаолиньсы никак не раньше указанного времени. На день выхода этой книги шаолиньская линия насчитывала 38 поколений, которые различаются первым иероглифом в имени монаха. Так, имена монахов 30-го поколения начинаются с иероглифа «су» («простота»), 31-го - иероглифа «дэ» («благодать»), 32-го - иероглифа «син» («следовать [буддийским предписаниям]», или «поведение [в соответствии с буддийскими уложениями]»). Таким образом, можно без труда определить на слух, к какому поколению принадлежит монах и соответственно какую ступеньку на иерархической лестнице он занимает, учитывая, что старшие поколения имеют более высокий статус. По виду это сделать нелегко: нередко монах старшего поколения оказывается на десяток лет младше, чем его последователь. Скажем, один из самых известных монахов-бойцов 31-го поколения Дэян младше многих монахов 32-го и даже 33-го поколения. Такая ситуация объясняется тем, что в реальности абсолютно прямой линии преемствования-передачи не существует. Право посвящать в буддийскую Дхарму и давать шаолиньское буддийское имя имеют несколько наиболее уважаемых монахов Шаолиньсы. Они посвящают своих последователей, не согласуясь между собой (этого монастырские правила не требуют), и дают своим ученикам имя поколения, следующего за тем, к которому принадлежат сами. Если посвящаемому 30-40 лет, а посвящающий учитель пришел в монастырь шести-семи лет и прожил в нем лет 20, то на момент посвящения он может оказаться младше своего ученика. В течение многих поколений такое «запаздывание» накапливалось, и на сегодняшний день мы можем, например, встретить монахов 34-го и 35-го поколений - глубоких стариков, и представителей 31-го и 32-го поколений в полном расцвете сил. Обычно к именам монахов прибавляется приставка Ши - первый иероглиф из имени Будды Шакьямуни (по-китайски - Шицзямуни), поэтому имена звучат как Ши Дэян, Ши Синъин и т.д. Бывший старший монах монастыря Суси (напомним, что он исполнял обязанности настоятеля) принадлежит к 30-му поколению. Наиболее активно сегодня 31-е поколение монахов, к которому принадлежат такие знаменитые мастера, как патриарх шаолиньской традиции Дэцянь, еще молодой боец Дэян.. Как поступают в Шаолиньский монастырь? Большинство, как и прежде, приходят сюда в детстве, в основном их приводят родители. Например, еще в 1998 г. самым молодым монахом Шаолиньсы был Сяолун (род. 1988). Его в четыре года привел сюда отец, который также является шаолиньским монахом и одновременно учителем своего сына. Он передает ему и тайны «жесткого» цигун. Во время показательных выступлений на голове этого малыша кулаком кололи орехи, а на груди разбивали молотом камни. Часть монахов приходит в монастырь уже в зрелом возрасте, будучи до этого либо бродячими монахами, либо просто упасаками (мирянами-буддистами), но таких меньшинство. За последнее время монастырь не принял в свои стены ни одного нового последователя, причем во многом это объясняется вполне обыденными причинами. Во-первых, сама обитель крайне мала и не может вместить даже малую часть желающих. Во-вторых, старшие монахи Шаолиньсы настороженно относятся к людям, которые не воспитывались изначально в их монастыре. Шаолиньское монашеское братство неоднородно. Формально никаких различий между монахами не существует - это объясняется принципом «равенства всех перед Великим Буддой». Но в реальной жизни сами монахи используют ряд понятий, свидетельствующих о том, что все же определенное различение проводится. Прежде всего, выделяется категория монахов, живущих в монастыре. Их называют шан шань («взошедшие на горы»), чжу шань («поселившиеся в горах») или чу цзя («ушедшие из семьи»). Монахи этой категории придерживаются большинства монастырских запретов, в том числе соблюдают целибат, отказываются от мясной пищи, вина и т.д. Существуют монахи, которые живут вне монастыря и именуются ся шань - «спустившиеся с гор», а также категория хуай су - «вернувшиеся в мир». Большинство из них живет в уезде Дэнфэн неподалеку от Шаолиньского монастыря. Они посещают все основные службы и формально считаются членами монастырской общины, участвуя в ее делах. Чаще всего «вернувшееся в мир» по-прежнему именуют себя и друг друга монашескими именами и нередко ходят в желтых монашеских одеждах. На «выселки» монахи отправляются по самым разным причинам. Например, шаолиньские монахи имеют право жениться и заводить детей, но при этом они обязаны выполнить несколько условий. Прежде всего, они уже не могут жить в монастыре. Их женами становятся девушки, посвященные в буддизм и обычно также принадлежащие к шаолиньской школе, а дети, появившиеся на свет от такого брака, через какое-то время принимают послушание. В основном соблюдая буддийские правила и запреты, они, в частности, могут употреблять так называемое чистое мясо (цин жоу), т.е. мясо животного, которое убито не специально для данного человека и не в его присутствии. Некоторые «вернувшиеся в мир» сложили с себя большинство монастырских обетов, хотя и остаются верующими буддистами. Они называются своими мирскими именами и ведут вполне светский образ жизни. Один из самых известных таких людей, Ли Чэн (буддийское имя Дэюань), является известным писателем и активно сотрудничает с местным спорткомитетом.