Взгляд на Шаолинь извне Часть 11

Близко к монахам, вернувшимся в мир, стоит категория посвященных послушников Шаолиньсы. Их именуют либо гуйи, или гуйи дицзы - «ученики, вверившие себя [благости Будды]», или «благовейные почитатели учения Будды», либо цзюйши - традиционное наименование для послушников. Речь идет о последователях шаолиньской школы, которые приняли ее вероучение, прошли ритуал посвящения, имеют наставника среди шаолиньских монахов, обычно живущих в монастыре, получают «тайные знания», однако при этом живут в миру и обычно не соблюдают монашеских предписаний. Чаще всего эти люди не проходили монашеского послушания, но все имеют монашеское имя, а, следовательно, включены в общую систему «поколений шаолиньских монахов». Многие из них скорее «благовейно почитают» именно шаолиньские искусства, нежели самого Будду. Нельзя сказать, что отношения между различными категориями монахов абсолютно ровные и безоблачные. Обычно «живущие в горах» критически относятся к тем «вернувшимся в мир», кто начинает самостоятельно преподавать шаолиньское ушу, идет на сотрудничество с государственными учебными заведениями или частными школами. До сих пор большинство усэнов придерживается того традиционного взгляда, что шаолиньское искусство имеет право преподавать только шаолиньский монах. Шаолиньским монахам после посвящения вручается особое монашеское удостоверение. Это правило было введено при настоятеле Фуюе в XIII в., чтобы избежать появления большого числа «фальшивых» монахов. Со временем форма удостоверения заметено изменилась. Современное удостоверение шаолиньского монаха буквально гласит следующее: «Последователь, чье имя такое-то, и чей возраст ныне составляет столько-то лет, из уезда такого-то, провинции такой-то, дает обет быть благовейным почитателем буддийской Дхармы. С настоящего дня ему следует почитать три драгоценности, учиться запретам, препятствовать злу, пестовать добро, верить в обеты и молиться Будде». Статус монаха в Китае вообще традиционно был крайне размыт. Это объяснялось несколькими причинами. Прежде всего, в Китае весь буддизм был государственным. Это значит, что все монастыри существовали в основном лишь на деньги, выдаваемые императорским двором или местной государственной администрацией. Более того, начиная с VI-VII в. местные чиновники и аристократы лично проводили посвящение в монахи, что для представителей западной традиции может показаться поразительным - не-монах производит посвящение в монахи! Тем не менее, такая практика существовала и постепенно приводила к неопределенности монашеского статуса. К этому прибавлялись т.н. «фальшивые монахи» (цзя сэн) - люди, официально покупавшие разрешение на право называться монахом, просить подаяние, останавливаться в монастырях в период распутицы и т.д.. Здесь сыграл свою роль и особый характер чань-буддизма, который объявил ненужными многие ритуальные моменты, например, молитвы, поклонения, соблюдение некоторых постов и запретов. Самое важное - осознать, что в своей изначальной природе ты сам ничем не отличаешься от Будды. А значит надо лишь очистить себя через медитацию и «праведное поведение», не заостряя внимания на механических ритуалах. В результате такого отношения к жизни сам монашеский статус становится не очень важным, хотя и почетным - значительно актуальнее личное самовоспитание. Монахи по-прежнему придерживаются двух важнейших принципов: «спасать всю массу живых существ» (пу ду чжун шэн), т.е. помогать всем людям без исключения, и «совершенствуя себя, становиться Буддой» (цзы сюй чэнфо), что требует постоянной работы над собой и величайшей внутренней дисциплины. Монашеское житие, таким образом, заменяется внутренним подвижничеством, уже не зависящим от монашеского статуса. Современные монахи Шаолиньсы являются отражением этого довольно сложного и необычного для других культур процесса деактуализации монашеского статуса. Здесь нередко возникают определенные парадоксы, Так, поскольку часть из них - выходцы из уезда Дэнфэн, нередко большую часть времени они проводят не в монастыре, а у себя дома. Послушник и монах могут в равной степени участвовать во всех монастырских церемониях и носить желтые одежды. Граница между монахом, послушником и мирянином, и раньше едва заметная, сегодня исчезает вовсе. Значительно большую актуальность приобретает статус «шаолиньского послушника» или «шаолиньского последователя» (шаолиньсы дицзы), который свидетельствует, что его обладатель является носителем шаолиньской традиции, которую перенял от истинных шаолиньских наставников. Хотя, разумеется, и здесь сегодня встречаются исключения и откровенные имитаторы. . Одним из патриархов шаолиньского ушу считается Дэцянь (род. 1943), в миру Ван Чанцин - прямой наследник бывшего шаолиньского настоятеля Дэчаня и личный ученик Суси, блестящий знаток прежде всего традиционной медицины и боевых искусств, издавший несколько десятков книг и сборников архивных материалов Шаолиня. Дэцзянь является хранителем многих шаолиньских секретов, в частности, искусства «железной рубашки» (нечувствительности к ударам), «алмазного пальца», считается одним из лучших знатоков боя с алебардой и серпами. С 1986 г. Дэцянь принимал активное участие в масштабной исследовательской работе по истории боевых искусств, результатом чего стала публикация более чем десятка книг с древнейшими шаолиньскими комплексами, рецептами, правилами и уложениями. Он является руководителем Международного Института ушу Шаолиньского монастыря (Чжунго Гоцзи Шаолиньсы ушу сюэань), и вместе со старшим монахом Суси явился создателем Ассоциации ушу Шаолиньского монастыря гор Суншань - первой официальной монастырской организации подобного рода. В начале 90-х гг. он покидает монастырь, будучи несогласным с постепенным превращением древней обители в музей, хотя остается членом его общины и одним из самых именитых шаолиньских наставников в мире. Сегодня Шаолиньсы превращен в крупнейший музей, билеты в который стоят недешево. Перед самим монастырем идет бойкая торговля открытками, книжечками с описаниями шаолиньских комплексов, работают маленькие ресторанчики и закусочные под открытым небом. Внутри некогда погруженной в тишину обители бродят группы туристов, восхищаясь деревянными фигурами тренирующихся монахов, вырезанных с таким мастерством, что их не отличишь от живых. Начиная с 1991 г. в городе Чжэньчжоу раз в два года проходят международные фестивали шаолиньского ушу, представляющие собой грандиозные праздники с красочными шествиями, на которых разыгрывается вся мифологическая история боевых искусств Китая, начиная от сражений Хуанди с восставшими племенами вплоть до сегодняшнего дня, хотя все это мало соотносится с чисто монастырской шаолиньской традицией. ...Машины следует оставлять почти за два километра от монастыря и дальше идти пешком. Слева и справа от дороги, среди пышной растительности Суншаньских гор сразу замечаешь десятки огромных вытоптанных площадок - это места для тренировок учащихся нескольких учебных заведений рядом с Шаолиньским монастырем. Многие из них гордо именуют себя «академиями шаолиньского искусства», обучается в них более двух тысяч человек. В основном это молодежь, привлеченная сюда славой Шаолиня. Сами монахи тренируются за оградой монастыря и практически не позволяют посещать свои занятия. В начале 90-х годов недалеко от монастыря было завершено грандиозное строительство так называемого Дворца шаолиньского ушу - своеобразной школы шаолиньских боевых искусств, предназначенной в основном для иностранцев. Сегодня Дворец представляет собой роскошный тренировочный центр, многократно превосходящий своей комфортабельностью те небольшие дворики, где тренируются настоящие шаолиньские монахи. Обучение здесь платное, причем весьма недешевое. В основном заезжие энтузиасты выучивают во Дворце один-два комплекса и получают красочный диплом вне зависимости от уровня своего мастерства. Никто особенно не скрывает, что это чисто коммерческое заведение, призванное удовлетворить любопытство иностранцев (среди них, кстати, немало китайцев из других стран мира). Примечательно, что многие монахи в разговорах со мной выражали полное удовлетворение наличием такого Дворца, имеющего, в сущности, весьма косвенное отношение к шаолиньскому ушу. По одной простой причине - существование такого заведения позволяет монахам спокойно заниматься своим делом, не отвлекаясь на туристов, желающих приобщиться к «тайнам ушу». Во многом из-за этих процессов, происходящих вокруг монастыря, преподавание истинного шаолиньцюань перешло к светским (не-монастырским) наставникам, таким как Лян Ицюань (р. 1931), Лю Баошань (р. 1930), либо к монахам, вернувшимся в мир, как например, знаменитый Дэцянь. Обучение собственно в Шаолиньском монастыре открыто только монахам и послушникам. Вместе с тем существует целый ряд серьезных светских учебных заведений, где продолжается шаолиньская традиция, а преподавание ведут обычно монахи, живущие в миру. Из сравнительно крупных подобных заведений можно назвать Международную академию ушу Шаолиньского монастыря. Ею руководит наставник Дэцянь, там преподает одна из современных знаменитостей Шаолиньсы монах-боец Дэян. Многие шаолиньские ученики, получившие официальное буддийское посвящение, обучаются или преподают в академии. Несмотря на «международный» статус, обучаются там в основном китайцы, в том числе зарубежные. Поскольку распорядок жизни в этом заведении повторяет монастырский устав, тяжелые тренировки сочетаются с лекциями по истории и теории ушу, срок обучения колеблется от трех до пяти лет, а потому иностранцы предпочитают менее утомительные двух-трех-недельные курсы в комфортабельном Дворце ушу.