Взгляд на Шаолинь извне Часть 8

После ухода из жизни Дэчаня в 1993 г. остро встал вопрос о том, кто примет шаолиньское наследие. Должность настоятеля Шаолиньсы не только почетна, но и ответственна, ибо монастырь считается одной из главных буддийских святынь Китая и мировым центром ушу. Даже прямые ученики Дэчаня не решились принять на себя такую ответственность. В конце концов, было решено не выбирать настоятеля (фаньчжан), а передать его обязанности председателю административного комитета монастыря или, называя эту должность традиционным языком, старшему монаху (чжучи) Шаолиньсы Суси (р.1926), который пришел в Шаолиньсы в 1936 г. - личному ученику одного из самых знаменитых шаолиньских монахов, настоятеля Чжэньсюя, являющемуся также председателем Буддийской ассоциации г. Чжэньчжоу. Суси стоял у истоков воссоздания после «культурной революции» Шаолиньской традиции. Будучи учеником великого наставника Чжэньсюя, он перенял от него многие секреты ушу и медицины, и считался знатоком таких разделов ушу как хунцюань, паоцюань, чаоянцюань («Кулак взмывающий к солнцу»), люхэцюань («Кулак шести соответствий»), а также боя с алебардой, парными мечами, короткой палкой - мяоцзигунь («Палка уровня бровей»). В Шаолиньсы он долгое время являлся монахом, отвечающим за дисциплину и обучения (вэйна), а также возглавлял тренировки в ушу. В декабре 1987 г. по его инициативе в монастыре было учреждено Шаолиньская Ассоциация ушу Шаолиньского монастыря гор Суншань (Суншань Шаолинь ушу цзунхуэй), которую возглавил он и его ученик Дэцянь. Эта организация стала прообразом Международной Федерации Шаолиньского ушу. Суси представляет собой одно из последних поколений носителей истинной шаолиньской традиции. На момент написания этой книги Суси в силу своего преклонного возраста уже не мог выполнять свои административные обязанности, хотя продолжает духовные беседы с учениками. Его прямые ученики Дэцянь, Дэян, Дэцзе, Дэшу, Дэда, Дэянь продолжают духовное наставничество, однако постепенно управление монастырем переходит к более молодому поколению, идущему на активное сотрудничество с государством по всем вопросам и в силу своего молодого возраста уже не знакомого со многими традициями. Во время пребывания в Шаолине, автору этих строк посчастливилось несколько раз получать наставления от Суси и наблюдать, как он демонстрирует комплекс хунцюань («Красного кулака»). Уже медленно передвигающийся Суси начал выполнять движения очень медленно, однако постепенно его удары становились все быстрее, позиции все ниже, и, наконец, 70-летний старец сделал несколько мощных ударов ногами в прыжке! Закончив выполнять таолу, он спокойно опустился в медитативную позицию сидя. Суси подробно объяснял, как сохранять дыхание спокойным, а разум чистым во время поединков, как наносит удары в болевые точки. Однако больше всего его наставления были посвящен методам очищения сознания, как он объяснял: «Лишь тот самый великий боец, у кого разум спокойнее других». Современный Шаолиньсы представляет собой большой комплекс построек, хотя далеко не все они восстановлены после грандиозного пожара 1928 г. Еще в конце XIX в. на территории монастыря располагалось более пятидесяти различных строений, однако после сегодня восстановлена лишь половина. Реконструкция ведется в основном на пожертвования, которые рассматриваются как проявление особой буддийской добродетели, немалые средства были переданы японской Ассоциацией Сёриндзи кэмпо, руководством Международной Федерацией Шаолиньского ушу, зарубежными китайцами. И хотя для сбора таких средств даже создано благотворительное общество Шаолиньского монастыря, пожертвований явно недостаточно и, вероятно, монастырь никогда не будет восстановлен в своем прежнем виде Большая часть монастырских построек относится к XVIII в. Вход в монастырь прикрывают огромные ворота - «горные врата» (Шаньмэнь), высотой в 12 метров, построенные в 1704 г. Над ними - каллиграфическая надпись справа налево «Шаолиньсы». Именно этот вид - ворота и надпись над ними - стали «визитной карточкой» монастыря. Впрочем, монахи обычно пользуются другим значительно более скромным входом, расположенным справа от монастыря, который ведет сразу же на территорию монашеского общежития. Перед воротами установлена два огромных льва, традиционных защитника от злых духов и символы Будды, а на стенах слева и справа от входа нарисованы два колеса буддийского учения дхармы и надписи: «Исток патриархов и корень истины», «На земле, что под Небом, это - наипервейший [монастырь] среди четырех морей в знаменитых горах» За воротами открывается длинный двор, здесь длинными рядами стоят стелы в честь известных монахов, а также поставленные в память о посещении монастыря известными людьми. Две огромных постройки - «Павильон благодатных облаков» (Цыюньтан) и «Павильон Пришедшего с Запада» (Силайтан), посвященный Бодхидхарме, некогда возведенные в середине XIX в., полностью сгорели во время пожаров, а и были восстановлены лишь в 1984-1985 годах. По бокам тянутся Храм Небесного правителя (Тяньвантин), Храм Кинары (Цзиналован тин), Павильон шестого патриарха (Лю цзу тан) в честь чаньского патриарха Хуэйнэна. В каждом из них дежурный монах читает молитву, возжигает благовония. Огромный центральный молельный зал - Павильон дхармы (Фа тан), возведенный еще в XVI в., был отреставрирован в 1981 г. на средства японской Ассоциации Сёриндзи кэмпо. Когда-то он предназначался для хранения сутр, многие из которых погибли во время пожаров. Неподалеку от него в 1750 г. был возведены специальные покои настоятеля (Фанчжанши), занимающие около 200 кв.м , и также сгоревшие во время пожара 1928 г. и восстановленный в 1984. Монастырь уступами поднимается вверх. Небольшая храм - «Павильон стоящего в снегу» (Лисюэтин) напоминает монахам о подвиге второго патриарха чань Хуэйкэ, простоявшего перед Первопатриархом Бодхидхармой три дня на коленях в снегу в надежде получить Учение. В павильоне справа от него храниться камень из пещеры Бодхидхармы, на котором отпечаталось изображение основателя чань. Завершает анфиладу монастырских построек знаменитый Храм Тысячи Будд (Цяньфо тин), возведенный в 1588 г. Стены покрыты изображениями сражающихся монахов, причем общая площадь картины - более 300 м. Здесь проходили тренировки монахов-бойцов, причем многие шаолиньские комплексы рассчитаны именно на площадь этого зала. На его каменном полу видны вмятины - так бойцы отрабатывали особый тип передвижений, при этом сильно ударяя ногой в пол. Монастырь разбит на три части: центральную и две боковых. Центральная часть возникла первой, боковые были пристроены позже. В левом крыле располагаться небольшой тренировочный двор, окруженный длинной четырехугольной галереей. В галерее расположены деревянные фигуры шаолиньских бойцы, «разыгрывающих» эпизоды из истории Шаолиньсы и демонстрирующих базовые методы подготовки монахов. Здесь же - скромно приютившаяся келья лидера шаолиньских бойцов Дэяна. На этом тренировочном дворе тренируются редко, он слишком мал для всей шаолиньской команды, а поэтому монахи проводят свои тренировки на горных террасах за монастырем. В правом крыле монастыря приютился небольшой живописный садик, весь заросший бамбуком, сюда же перенесены стелы, датируемые VII-XVIII вв. и так или иначе связанные с монастырем - именно по посвятительным надписям на таких стелах, часть из которых принадлежит императорам, известным аристократам и настоятелям Шаолиньсы, нередко можно восстановить истинную историю этой обители. Здесь же, в правом крыле располагаются помещения для монахов. В келье обычно две или четыре кровати, расположенные одна над другой, небольшой столик выполняет роль алтаря, на нем - обычно фигура божества Гуанъин, покровителя воинских искусств Гуань Юя, фрукты, несколько буддийских сутр. Во многих кельях стоит огромный, в рост человека, вентилятор - летом в монастыре нестерпимо душно.