Взгляд на Шаолинь извне Часть 9

Помимо центрального храмового комплекса, расположенного на правом берегу почти пересохшей речушки Шаосихэ, на левом берегу стоит роскошный «Чаньский храм десяти направлений» (Шифан чаньюань) или «Монастырь десяти тысяч архатов» (Вань лохань тан), построенный в 1512 г. в виде звезды с огромном статуей Авалокитешвары в центре. В его длинных галереях расположились сотни деревянных скульптур архатов в полный рост, расписанными телесными красками и порой ничем неотличимых от живых людей, если бы не очевидный гротеск, нарисованный на их лицах. Во дворах храма располагаются тренировочные площадки и стелы, поставленные за «добродетельные заслуги» шаолиньским последователям. К Шаолиньскому комплексу принадлежит и Хуаяньсы, располагающийся в нескольких километрах к западу от древней городской стены Дэнфэна и возведенный в VII в., но после этого многократно перестраивавшийся. По преданию, Хуаяньсы первоначально был самостоятельной обителью, однако монахи Шаолиньсы соорудили на склоне горы Даняньшань, у которой располагается Хуаяньсы, небольшой мельничный жернов для помола хлебной муки, воспользовавшись местными горными потоками . Мукой шаолиньские бойцы делились с монахами Хуаяньсы, меду ними завязалась дружба, и однажды настоятель Шаолиньсы решил взять под опеку и Хуаяньсы. Не известно, насколько правдива эта легенда, скорее всего она передает мотив «окормления» Шаолиньским монастырем всех земель и людей вокруг. Недалеко от Шаолиня у подножия горы Укуншань располагается знаменитое кладбище патриархов и шаолиньских монахов называемое талинь - «Лес пагод». Оно действительно напоминает лес, построенный из желтоватого песчаника. Здесь сочетаются два типа ступ - округлые и невысокие, характерные для индийской и тибетской традиции, и высокие в несколько уровней, характерные для Китая. Традиционно тела буддийских монахов сжигали, а их прах помещался в небольшое отделение в центре ступы и замуровывался. По преданию, первые погребальные пагоды появились здесь по указу императора Тан Ли Шиминя, который позволил монахам за их заслуги столь торжественно захоранивать своих наставников. Самой старой сегодня считается пагода монаха Фаюаня (ум. 791 г.) в одиннадцать уступов. В династию Тан здесь появилось около 500 погребений, и сегодня до нас дошло лишь одно. Вообще, несмотря на благочестиво отношение к усопшим, нередко новые погребения надстраивались над старыми в связи с недостатком места, а имена монахов прошлого забывались. Во многом именно поэтому от пагод династии Сун до нас дошло лишь 2 пагоды, от династии Цзинь -7 пагод, от династии Юань - 43 погребения, династии Мин - 139. К XVII в. здесь почти перестают хоронить, к периоду последней династии Цин относят лишь десять ступ, хотя сегодня по-прежнему всех настоятелей и великих монахов Шаолиньсы хоронят именно в Лесу Пагод. На территории Леса пагод сегодня располагается 229 ступ, более десятка из них - анонимны, время стерло имена тех, кто захоронен в них. Высота пагод определялась заслугами и добродетелями монаха (гундэ) и его ролью, которую он сыграл для развития Шаолиньсы, самые высокие пагоды доходят до 15 м. Зимой в монастыре холодно - он традиционно не отапливается, и хотя температура в провинции Хэнань редко опускается ниже минус 8 градусов, надо иметь немало терпения и мужества, чтобы и в таких условиях продолжать не только тренировки, но - что значительно сложнее - сеансы медитации. Современное государство заинтересовано в том, чтобы превратить Шаолиньсы в живой музей, в своего рода туристический комплекс - в этом истинная трагедия монастыря. За счет колоссального притока туристов изменился уезд Дэнфэн - недавно в нем образовали город Дэнфэн, отделив его от остальной части уезда. Некогда в захолустном и малопривлекательном поселке, за несколько лет превратившемся в город, возводятся высотные дома и коттеджи, существуют неплохие гостиницы. По сути, государство выставило Шаолиньсы на продажу. Шаолиньские последователи и современная цивилизация Многое изменилось в современном Шаолине, время разрушает не только постройки, но и меняет души людей. Сегодня шаолиньские монахи и послушники, ознакомившись с «достижениями цивилизации», приносимыми сотнями туристов, уже нередко сами открывают свои небольшие школы для иностранцев. Те же, убежденные, что за пару месяцев или даже пару недель можно овладеть «шаолиньскими секретами», готовы заплатить порой немалую сумму денег, получив за это знания весьма сомнительного свойства. Большинство монахов, с которыми мне приходилось сталкиваться, даже хорошо зная шаолиньское ушу, не считают необходимым объяснять иностранцам реальную технику шаолиньцюань, не видя смысла в столь коротком обучении. Чтобы интегрироваться в эту среду нужно несколько лет, еще несколько лет уйдет на базовое обучение - процесс долгий и изобилующий традиционными ритуалами общения. Нередко в школах шаолиньских мастеров Дэцяня, Дэюня и других в неделю вам могут показать одну методику или прием. Это - проявление уважения, если же вам за пару дней демонстрируют большой комплекс, скажем, боя с мечом, скорее всего это означает лишь желание побыстрее избавится от непонятливого и неперспективного ученика. Сегодня большинство обязанностей по руководству административными делами монастыря перешло к молодому и амбициозному монаху Юнсиню (род. 1965 г.), пришедшему в монастырь в 1983 г., и сама эта фигура, равно как и многие процессы происходящие внутри монастыря, равно как и вокруг его стен по сути свидетельствует о том, что древняя традиция духовной чистоты и подвижничества постепенно подходит к концу. После отхода от дел Суси, который до сих пор почитается как один из величайших монахов Шаолиня, Юнсинь принял пост настоятеля Шаолиньсы. Он сразу же взял курс на упорядочивание использование имени «Шаолинь». В частности, была предпринята попытка запретить такое слово в названиях многочисленных школ, разбросанных вокруг монастыря, но не имеющих прямого отношения к монастырю. Однако здесь тут же возник прадокс, поскольку сотни школ по всему Китаю действительно не имели прямого отношения к Шаолиню, но традиционно именовали себя «шаолиньскими», например «Южнай шаолиньский тигр», или «Шаолиньский дракон» на Юге Китая. Естественно попытка тотбрать имена, которые носили школы уже столетия закончилась конфузом, хотя многие мелкие институты вокруг Шаоллиньсы были действительно закрыты. Сам приход Юнсиня символизировал последний период трансформации Шаолиньсы - его окончательный отход от статуса «монашеской обители бойцов» и превращение в особый комплекс развлечений, музей под открытым небом. В 2003 г. вокруг монастыря были снесены многочисленные мелкие магазинчики и лавчонки и началось строительство полномасштабного коммерческого комплекса вокруг монастыря. Естественно, это вызвало немалое недовольство у старых мастеров, часть из них покинула Шаолиньсы, прекратило общение с новым руковоством, а крупные организации шаолиньского ушу по всему миру высказали осуждение таким шагам. И все же вряд ли здесь можно осуждать лишь новое руководство Шаолиньсы. Корни этого процесса лежат в трансформации традиционной культуры Китая вообще. Это конфликт между разными пониманиями шаолиньского искусства - как духовной традиции воспитания человека и как одной из форм стандартной китайской коммерции. Сам же монастырь постепенно эволюционирует в сторону «комплекса развлечений». На территории монастыря можно купить массу сувениров, работают киоски с мороженным и кока-колой, - агрессивная, непривычная цивилизация пришла под некогда безмолвные монастырские стены. Порой больно смотреть на процесс разрушения многовековой традиции, когда осознаешь, что порой безделушки и сувениры могут нанести урон больший, нежели десятки пожаров и годы гонений. Но здесь не должно быть места для сожалений - шаолиньское учение сегодня уже живет далеко за пределами монастыря, среди послушников, разбросанных не только по Китаю, но и по всему миру. Шаолиньскому монастырю же уготовлена судьба постепенного превращения в музей, где молодые монахи призваны играть роль живых экспонатов.