Легенды и действительность в мире боевых искусств. Часть 1

"Люди по сути своей близки друг другу, но очень далеки друг от друга по привычкам".
Конфуций.
"В мире есть три вершины легендаристики. Двор короля Артура, монастырь Шао-Линь и двор князя Владимира"..
Ю. Никитин.
Любая религия нуждается в двух вещах. Во-первых, в недостижимом идеале, легенде, если хотите, которая заставляла бы быстрее биться сердца ее адептов. Во-вторых, в конкретном центре, где к этой легенде можно было бы прикоснуться, приобщиться к таинству. У католиков это Ватикан, у мусульман Мекка. Воинские искусства тоже, в своем роде, религия, со всеми ее атрибутами. Есть паства, регулярно посещающая храмы - спортзалы, в которых жрецы - инструктора проводят службы - тренировки. Вместо религиозных конфессий - различные стили и федерации. Многомиллионными тиражами выходит литература, а роль ежегодных религиозных праздников берут на себя чемпионаты и соревнования. Прибавьте мировой охват и наднациональную специфику ("нет эллина и иудея!), и картина становится вполне законченной. Естественно, что сформированная религия не может обойтись без легенды и ее земного воплощения, и эту роль во вселенной воинских искусств успешно исполняет монастырь Шао-Линь и все, что с ним связано.
Прикоснуться к тайне хочется всем, кто имеет хоть малейшую возможность для этого. И в последнее время Шао-Линь стал местом многочисленного паломничества, постепенно превращающего монастырь из легенды в проходной двор. Слишком часто стали встречаться вальяжные "товарищи" с животиками и дипломами монахов в n-поколении. Лично у меня, да простят меня читатели за скептицизм, ни мастерский животик, ни монашеский диплом особого доверия не вызывают. Зато вызвал доверие рассказ Виктора Олеговича Цоя (2 дан World Hapkido Games Federation) возвращавшегося из очередной поездки в Южную Корею, где он проходил стажировку в монастыре практикующим боевые искусства. Его рассказ я привожу здесь от первого лица.
"С феноменом монастырского ушу мне также хотелось разобраться на совесть. Так как я часто бывал в Южной Корее, там и решил навести справки. После недолгих поисков мне посоветовали обратиться в Голь Гук Са - монастырь каменного или выбитого в скале Будды. Так, примерно, переводится с корейского языка название этой обители. Это единственный монастырь в Корее, где открыто практикуют воинские искусства, в отличие от нескольких других, куда вход простому смертному строго-настрого воспрещен. В этом же монастыре ворота широко распахнуты для всех. Можно побывать в качестве туриста - зеваки, собирателя сувениров, можно, что было гораздо ценнее для меня, с недельку другую пожить как монах и вместе с другими обитателями монастыря потренироваться. Нужно только заручиться рекомендациями уважаемых мастеров Кореи, известных своими достижениями в области воинских искусств или культуры.… С рекомендацией особых проблем не возникло. Недавно я сдал на второй дан хапкидо и мастер Хан Чен Ду дал "добро" на стажировку в стенах монастыря. Рекомендация оказалась столь весомой, что даже денег не взяли, хотя обычно неделя такой стажировки стоит 300 долларов. Мой энтузиазм несколько охладел, так как мои корейские друзья долго хохотали, когда я им рассказал о своих планах. Здесь нужно пояснить, что Корея в наши дни, это в основном католическая страна, где на буддистских монахов смотрят как на весьма эксцентричных сектантов, на счету которых числятся немало нелицеприятных выходок: мошенничество, дебоши в общественных местах, драки с полицией и так далее. Впрочем, отступать было уже поздно, и, к тому же, насчет мошенничества надо еще проверить, а что до драки с полицией… ну, наверное, проверяли полученные на тренировках навыки.
Монастырь Голь Гук Са находится на юго-востоке страны, в 8 км от побережья Японского или, как его называют корейцы, Восточного моря. От столицы Кореи до ближайшего города Кёнджу 4,5 часа поездом, что по российским меркам буквально рядом. От Кёнджу до обители всего 20 км по извилистой горной дороге, по которой регулярно ходит экскурсионно-туристический автобус. Можно сделать и проще: позвонить в монастырь по телефону и монахи приедут за тобой на микроавтобусе. Со связью у монахов все в норме: телефон, мобильный телефон, факс, электронный адрес в Интернете, короче все как у людей, впрочем, как и с транспортом.
Сам монастырь был построен во времена династии Силла (668 - 935 г. н. э.), когда культура Кореи испытывала огромное влияние буддизма. Тогда же были построены многочисленные памятники культуры, окружающие древнюю столицу Кореи город Кёнджу, превращенную в город-музей национального значения. Государство не скупится на восстановление многочисленных монастырей, часовен, храмов, что хорошо окупается. Окрестности древней столицы буквально кишат многолюдными толпами туристов самого разного пола и возраста. Что касается самого монастыря, в который я ехал, то, по преданию, первая пещера будущего монастырского комплекса была выдолблена в твердой скальной породе святым Кван Ю и его друзьями индийскими монахами около 400 г. н.э. Со временем к первой пещере добавилось еще 12 гротов размером поменьше, в которых находится скульптура Маий Тотхагаты Будды и большое количество других Будд и боддисатв. За свою долгую историю монастырь не раз разрушался завоевателями самого разного сорта, начиная с пиратов и кочевников и заканчивая просто любителями сувениров. Сравнительно недавно на выделенные из казны деньги храм был полностью реконструирован. Монахи построили дорогу, реставрировали пещеры, выстроили гостиницу в национальном стиле для гостей-мирян, столовую, кухню.