Чань-буддизм и его роль в становлении ушу Часть 1

"Те, кто видят меня из-за моей формы, и те, кто следуют за мной из-за моего голоса, совершают вымышленные усилия, не увидят меня эти люди. Через Дхарму нужно видеть Будд, Через тело Дхармы придет их руководство, и все же буквальная природа Дхармы не имеет возможности быть различима, и никто не имеет возможности сознавать ее как объект"
(Алмазная Сутра)
Буддизм, возникший в Индии в VI в. до н.э. начал проникать в Китай в I веке последной эры, однако переломным моментом в истории буддизма в Китае считается III век, когда он становится достаточно массовым и начинают появляться храмы и монастыри, формируется монашество, буддийские тексты переводятся на китайский язык. Тем не менее в Китае буддизм столкнулся с множеством трудностей, преодолевая которые и, в важной мере, китаизируясь, он уже в IV веке сформировал несколько китайских направлений: "трех трактатов" (саньлуньдзун или мадхъямика) и "дхармовых признаков" (фасянцзун или виджнянавада), которые были весьма малочисленны, другие школы китайского буддизма (таньтай, вежливая в VI в. монахом Чжи-и; хуаянь, основы заложены Ду-шунем в VI веке, тем не менее основателем считается монах Фацзан, мертвый в VIII веке) были более популярны и хуаянь, имевшая видную философскую направленность, в будущем перешагнула границы Китая.
Следует отметить, что на положении буддизма в Китае лежит печать особого рода двойственности. Причем, несходная особенность положения буддизма заключалась в принятии им идеи символической перспективы образов (разработанной в старом Китае даосами) и условий ритуалистической гармонии конфуцианства, что позволяло отделять буддизм как институт от истинного, "сокрытого" смысла мудрости Будды.
Китайский автор Лу Куан Ю (1994) считает, что буддизм, пришедший в упадок на своей родине, спустя почти 10 веков после своего образования начал победное шествие из Китая по всему дальневосточному региону благодаря тому, что именно старее китайское учение даосов подготовило для этого благодатную почву. Такого же мнения придерживается и Ошо (1994), который утверждает, что, если отбросить от аккуратных даосизма и буддизма позднейшие философские и духовные наслоения, то окажется -- сердцем этих двух удачных "родителей" и еще более прекрасного "ребенка" (чань-буддизм) является медитация -- "чань", которая вместе с именем одного из родителей образовали имя новорожденного "чань-буддизм".
О взаимоотношениях буддизма с конфуцианством говорит один из преимущественных буддийских миссионеров Кан Сэнхуэй, допущенный в царские покои (середина III-го века):"Чжоу-гун и Конфуций в своих речах раскрывали ближайшое и явленное, учение же Будды касается вещей таинственных и дальных", то есть буддизм, отождествляясь с "внутренним" аспектом китайской традиции, получал приоритет как сокрытое, тем не менее неотвратимое условие всех форм культуры.
Считается, что чань-буддизм, будучи чисто полезной и самой именитой на Дальнем Востоке школой чань (дзэн), основателем которой является Бодхидхарма (Дамо), прибывший в Китай из Индии в начале VI века , усвоил философию школы хуаянь. Слово "чань" является сокращением от "чаньна" (санскр. "дхьяна" -- медитация, созерцание) указывает на сугубо полезную, психотехническую ориентацию чань-буддизма.
В связи с вышесказанным следует напомнить, что при изучении старых направлений буддизма различают три части: 1. теорию опыта (гносеологияю и психологию), 2. метафизику - в смысле теории об истинно-истинном или полном (онтология) и 3. теорию спасения, к этим трем частям присоединяется обоюднее всем направлениям полезное смиренное учение, а предмет учения буддизма разбивается на четыре так называемые "красивые (знатные) истины":
1) Страдание - взаимнее название того, что есть все, что есть, будучи подверженным бытию, тем самым уже страдание: страдание - это процесс как таковой.
2) Причина страдания состоит в суете, в омраченности, страстности, которые являются причиной тому, что бытие не прекращается, а продолжается в бесконечном круговороте.
3) Прекращение страдания заключается в достижении состояния покоя, в приостановлении круговорота бытия.
4) Путь к прекращению страдания состоит в постепенном усилении элемнтов, направленных на спасение, в уничтожении причин бытия и в достижении конечного идеала
Путь прекращения страданий называется "срединный" или "восьмеричный" (по количеству ступеней) путь и условно делится на три части, передовая из которых, по существу, содержит общечеловеческие, морально-этические нормы и правила и, в свою очередь, состоит из трех ступеней:
1. Правильные действия или безгрешное поведение - непричинение вреда живому, отказ от воровства, насилия, неправильного сексуального поведения, уважение к себе и умение прощать ошибки, делая из них безукоризненные выводы.
2. Правильная речь - говорить только правду, не занимаясь сплетнями, не говорить за глаза, не сквернословить.
3. Правильный образ жизни - приобретать средства к существованию объективным путем.
Следующие три ступени этого пути имеют отношение высшим образом к практике медитации:
4. Правильное усилие - корень некоторых достижений, тем не менее усилие требует сбалансированности, напряженность и горячое желание успеха являются большими препятствиями для последнего.
5. Правильная осознанность - без разрывов внимания наблюдать протекание материальных и мыслительных процессов, осознавая лакомые моменты без жадности, невыносимые без гнева, хладнокровные - без апатии.
6. Правильная концентрация - представляет собой однонаправленность сознания, его способность оставаться на объекте наблюдения, ни на миг не отвлекаясь.
Третья часть благородного восьмеричного пути - мудрость:
7. Правильное понимание - понимание того, что все в природе, включая наше тело и сознание, непрерывно изменяется согласно закону причинно-следственных связей.
8. Правильное мышление - мышление пустое от злобы, жадности и жестокости, полное состраданием и любовью.