ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ "ТРЕМЯ ЗАСТАВАМИ" (САНЬ ГУАНЬ). ГДЕ ОНИ РАСПОЛОЖЕНЫ

Три заставы - это три места на линии канала ду, через которые проходит ци во время циркуляции по "малому небесному кругу". В "Своде золотой киновари (пилюли)" ("Цзинь дань да чэн цзи") сказано: "Спрашивают о трех заставах, [расположенных] сзади. Ответ гласит: расположенная позади мозга называется заставой "нефритовой подушки" (юй чжэнь), расположенная на позвоночнике называется заставой "подъемного колеса" (лу лу), граница огня и воды называется заставой "терем копчика" (вэй люй)".

Застава "юй чжэнь" расположена в задней части головы, как раз напротив затылочной кости. AT юй-чжэнь расположена посередине линии, соединяющей расположенные с двух сторон точки фэн-чи. Она является наиболее трудной для прохождения заставой из числа трех, поэтому ее называют также "железной стеной" (те би).

Застава "лу лу" находится на спине возле четырнадцатого позвонка; в лежачем положении она расположена как раз в центре линии, соединяющей локтевые суставы.

Застава "вэй люй" расположена на самой нижней оконечности позвоночника - на копчике. В верхней части она связана с лобком; нижний конец меняет положения, но всегда находится выше ануса и должен соответствовать AT чан-цян.

Когда ци проходит три заставы, то, прежде всего, оно следует своему природному движению, подчас очень успешно. Но иногда оно натыкается на препятствие. Например, когда ци встречает препятствие у заставы "лу лу", то можно, с одной стороны, легко-легко поднимать ци вверх с помощью сознания; с другой стороны, можно использовать метод втягивания ануса, что способствует прохождению ци. Также можно перед выполнением упражнений цигуна массировать похлопыванием точки цзя-цзи и лу-лу. Когда препятствие встречается на заставе "юй чжэнь", то можно, закрыв глаза, посмотреть вверх и с помощью сознания лег-ко-лепсо подтягивать ци кверху, проникая через эту заставу по вертикали. Однако никоим образом нельзя торопиться с достижением результата, поскольку это может привести к побочным эффектам. Выполняя упражнения день за днем, можно достичь естественности в мастерстве.