Объяснение повышенного внимания Учителя Уэсибы к двойному функционированию единства и свободного проявления ки в том, что он видел в сущности ки сущность своего бу-до. Приняв это за точку отправления, мы обязаны продолжить разъяснение концепции ки как центральной концепции Айки-до, и далее развить вопрос о значении её применения в повседневной жизни. Ученик, регулярно занимающийся Айки-до, должен иметь собственные взгляды на ки даже при незнании её исторических и теоретических основ. Как мы говорили выше, ки - это древний принцип, лежащий в основе восточно-азиатских философских учений и религий. Однако существуют различия в его восприятии отдельными личностями, связанные с индивидуальными особенностями темперамента, духовного развития, физической подготовки, опыта и базовых знаний. Следовательно, различия восприятия и представлений занимающихся о ки неизбежны. Мы можем услышать, как ученики говорят, что: "это ощущение некоей энергии, возникающей из состояния гармонии тела и разума", или: "это странная жизненная сила, иногда неожиданно возникающая неизвестно откуда", или: "это ощущение точного времени реагирования и согласованного дыхания, достигаемое в процессе занятий Айки-до", или: " это непроизвольное, бессознательное движение, которое освежает разум и тело, давая хорошую разрядку", и т. д. Каждый ответ справедлив в том смысле, что выражает ощущения, полученные на основе личного опыта. А, будучи выражением личных ощущений, он содержит факты, которые нельзя отрицать. Если это так, то принципиальные различия в приведённых ответах ничтожно малы, а их большое разнообразие отражает не только трудность точного определения ки, но и показывает, что за счёт своей широты и глубины понятие ки не поддаётся единому определению. Притом, что тема ки может рассматриваться в религиозном и философском аспектах, нас интересует подход к ней на основе личного опыта, тренировки и реализации в боевом искусстве. Когда ки понимается и постигается в процессе развития личности, это ведёт к становлению характера и развитию личности как целого. Одновременно, такое восприятие ки неизбежно ведёт к принятию её философской и духовной базы. Безусловно, правильное понимание ки должно достигаться как на опыте, так и за счёт интеллектуальной деятельности. Этому факту мы уделяем большое внимание, когда разрабатываем программу занятий, методы, содержание и последовательность. Абсолютная цель тренировок в Айки-до - это достижение единства ки, тела и разума. Но уникальность Айки-до состоит в том, что значение согласования движений с потоком ки подчеркивается с самого начала. Особое внимание уделяется постижению на опыте и развитию ки, поэтому все движения включают круговое вращение. Ученики учатся соединению ки разума и тела не только в движении, но и даже до начала любой тренировки вадза. Их учат, например, что ки концентрируется в устойчивом и сильном центре - точке, соответствующей естественному центру тяжести (пять сантиметров ниже пупка) в случае, когда человек стоит и расслаблен. Когда поток ки идёт через руки и кончики пальцев, руки без оружия сами становятся оружием, называемым тэ-гатана, что буквально означает "рука-меч". Перед началом обработки движений принято развивать дыхательную силу с помощью упражнения, известного как кокью-хо (буквально - дыхательный метод), в положении как сидя, так и стоя, и учиться правильно определять расстояние (ма-ай) между собой и партнёром. Основным моментом является то, что в отличие от других форм боевых искусств, включая все классические и современные формы бу-до, которые учат соединению разума, техники и тела, Айки-до делает упор скорее на ки, чем на технику, и тренирует соединение ки, разума и тела. Конечно, тренировка вадза осуществляется постоянно, но степень мастерства зависит от степени соединения ки, разума и тела, и это единственная база для оценки уровня профессионализма в Айки-до. В данном пособии мы рассмотрим основные принципы ки, её аспекты в практике боевых искусств и в обыденной жизни, которые разработал один из талантливейших учеников О-сэнсэя Коити Тохэй. Интересна биография этого человека. Родился Коити Тохэй в Токио в семье государственного чиновника. С девяти лет он начинает заниматься дзю-до под руководством своего отца. Его отец давал уроки дзю-до студентам в университете, так что маленький Коити сразу начал заниматься с парнями, которые были в два раза его старше. Сначала им легко удавалось положить его на лопатки, но постепенно Коити становился сильнее.
|