стоматология одинцово новый век отзывы
Боевой Дух Дзюдо (Если что-то не заладилось...)

Если что-то не заладилось...

Не всегда есть гарантия, что турнир будет проходить так же гладко, как чемпионаты в Париже. На международном турнире по дзюдо, проводившемся в СССР, в Тбилиси в феврале 1978 года, проблемы возникали одна за другой. Мы проделали долгое путешествие из Японии в Центральную Азию. Кроме того, жители Тбилиси известны своей любовью к боевым искусствам, соответственно и зрители, и судьи были настроены фанатично. Далее, из-за накладок с транспортом форма для команды Японии не была доставлена в гостиницу. Ну а сверх всего .этого моим основным противником должен был быть герой СССР Сергей Новиков, выигравший золотую медаль на Олимпиаде в Монреале, причем я должен был встретиться с ним во втором круге квалификационных соревнований. Мне никогда не приходилось сталкиваться с таким стечением неудачных обстоятельств: нарушением подготовки, отсутствием настроя, неблагоприятным окружением и неудачным жребием. Но думать об этом было бесполезно, имея дело с Новиковым и с полной энтузиазма толпой болельщиков за его спиной. Все, что я мог сделать — это принять сдержанный и спокойный вид.

Перед схваткой я сказал себе: «Сделаю все, что могу. Если проиграю, то в этом будут виноваты неудачно сложившиеся обстоятельства». В результате я победил Новикова в квалификационных соревнованиях с небольшим преимуществом и вновь победил его в финале. Эта победа, которой не смогли помешать враждебные обстоятельства, значительно прибавила мне уверенности в своих силах.

В ноябре того же года в Японии проходил первый международный турнир по дзюдо, посвященный столетию Кодокана. Я встретился с группой сильных борцов - Новиковым, Жан-Люком Руже из Франции и Дитмаром Лоренцем из Восточной Германии, причем все они выступали и в категории свыше 95 кг, и в абсолютной категории. Этот турнир я не забуду никогда.

Я хорошо начал сезон, победив на международном турнире в Тбилиси, но морально и физически устал от непрерывных соревнований: три недели в Европе, затем чемпионат Японии среди студентов, национальный спортивный турнир в Нагано, чемпионат мира среди студентов и отборочный турнир чемпионата Японии. На Кубке Кано от меня ждали победы в двух категориях, но я, хотя и хотел выиграть, чувствовал глубокую усталость. В расстроенных чувствах я решил довериться сенсэю Сато и попросил освободить меня от участия в официальных церемониях. Он понял мое положение и извинился за меня, хотя его и критиковали за то, что он принял мою сторону. В результате мне как раз хватило времени, чтобы настроиться на соревнования с помощью сауны, ванны и массажа, и я добился своей цели. Я выиграл у Уемуры в весовой категории свыше 95 кг и у Руже в абсолютной весовой категории.

По своему опыту участия в открытом чемпионате СССР и в Кубке Кано я понял, что концентрация и внутреннее усилие важнее, чем физическая подготовка. Я верю, что потерявший надежду спортсмен может восстановить не менее 70—80 % своих возможностей. Чем сильнее депрессия, тем тщательнее надо успокаивать свои нервы и концентрироваться на соревновании.

В своем дзюдо я всегда делал упор на первостепенность силы разума. Не будет преувеличением сказать, что эта концепция зародилась на основе моего опыта участия в двух описанных выше соревнованиях. Позже, на Олимпийских играх в Лос-Анджелесе я надорвал икроножную мышцу в схватке с Артуром Шнабелем, но преодолел физические проблемы и продолжил борьбу, в результате победив в двух следующих схватках и завоевав золотую медаль. Я должен был сказать себе: «Не показывай боли. Не отводи взгляд от противника».