Как учить боевой технике ? Часть 2

Что может приблизить схватку к реальности? Первое, что приходит в голову - это боксерские перчатки. Однако автор не является апологетом бокса, хотя очень уважает его. Слишком сильно перчатки изменяют фактуру человеческой руки, выводя из работы кисть и пальцы. Захваты, естественно, исключаются. Пространство боя, заполненное четырьмя кожаными шарами, гораздо теснее реального. Перчатки с открытыми пальцами уже ближе к "правде жизни", хотя тоже не совсем то, что нужно. Перчатки не решают, к тому же, проблему с приемами на суставы и сухожилия, т.к. не предохраняют от болевых замков и заломов.
Во вторую очередь, значительно огрубляется ударная техника. К примеру, грамотный рукопашник знает, что при ударе в лоб по линии волос кулак столкновения не выдерживает (сомневающихся отсылаю к классике: Джек Лондон - "Кусок мяса"). Хороший шлем достать не проблема, но удар в скулу - это одно, а в нос - это другое, т.е. шлем исключает в тренировочной работе такие тонкости, которые часто оказываются решающими. Тело тоже неоднородно: солнечное сплетение или печень пробить легко, а вот пресс гораздо труднее. Нагрудник не дает почувствовать внутреннюю структуру тела. Другими словами, вместо живого человека из плоти и крови перед вами возникает движущийся мешок для отработки ударов.
У работающего в протекторах - притупляется чувство опасности. Это показал опыт многих соревнований, когда борец принимал встречные удары в момент атаки на нагрудник или шлем и бросал хорошего ударника. В реальной же ситуации нарваться на поставленный удар, да еще на встречном движении, -- это почти конец. И еще в протекторах снижается свобода движений, за исключением тех случаев, когда бойца обучали двигаться словно ходячий манекен: колода вместо корпуса и руки-ноги на шарнирах. Тело неправильно реагирует на пропущенный удар, отлететь от удара еще можно, а вот "загнуться" уже не получится. Одним словом, реальному бою протекторы дают немногое, хотя на определенном этапе, работа в них может существенно помочь процессу обучения (всему есть свое место и время, если правильно выбрать то и другое).
Можно, конечно, сделать антропоморфный манекен, но вот беда, двигаться он не может. Ультрасовременные западные изобретения большинству занимающихся не по карману. Да и вряд ли манекен даже с самой сложной программой сравнится с живым человеком по непредсказуемости действий.
Попытка приблизиться к реальности была сделана в стилях каратэ Кёкусин-кай и Асихара. Защитных приспособлений нет, контакт полный, однако запрещен самый опасный удар - рукой в лицо! В результате рисунок боя этих стилей выглядит, на мой взгляд, неестественно. Еще один вариант: подготовить из десяти учеников одного бойца, а остальные девять пусть залечивают ушибы, растяжения и переломы, но... где найти девять таких энтузиастов? Говорят, что выход был найден в спецподразделениях - работа на "куклах". Но, я, как и большинство занимающихся боевым искусством, к подобным структурам не имею никакого отношения.
К упомянутым техническим моментам нужно добавить психологический аспект. На практике именно он чаще всего оказывается ведущим. Поэтому по сравнению с теми, кто "точит" технику в залах, в выигрышной ситуации оказываются уличники, которые сложными техниками головы себе не загружают. Зато они психологически чувствуют себя в реальной схватке как "рыба в воде". Слово "реальность" для них не трудно достижимая абстракция, а конкретная ситуация, в которой пощады ждать не приходится. При работе же в зале я на уровне подсознания знаю, что через полчаса буду сидеть в раздевалке и дружески беседовать с недавним "противником", вне зависимости от исхода поединка.
Какой вывод напрашивается из вышесказанного? Создать реальную ситуацию в спортзале практически невозможно. Вот рекламировать "единственный и неповторимый боевой стиль" гораздо легче. Когда еще там доверчивые на собственной шкуре убедятся.. А пока лишь бы деньги платили.
Чтобы достичь реального прогресса в боевом искусстве, нужно, в первую очередь, не спешить и осознать, что это путь мастерства, ПУТЬ по большому счету, дорога на года и десятилетия регулярных тренировок, поисков и размышлений, отрешенности и сосредоточенности. За это время тело постепенно привыкает "держать" удары, разрушительные для неподготовленного новичка. Просыпается своеобразное интуитивное чувство опасности, позволяющее не подставлять голову под руки и ноги противника. Одновременно идет накопление по крупицам реального боевого опыта. Например, что такое удар в горло? Это когда 10 минут стоишь над умывальником и не можешь остановить хлещущую слюну. А удар в затылок? Вот уж в прямом смысле "небо в алмазах", и перед глазами вспыхивают радужные круги. А удушение? А перебитая мышца или попадание по локтевому нерву, когда не мурашки по кисти, а по ковру катаешься, забыв мгновенно о всяком там поединке. Мрачная картина? Бой есть бой. Но для этого тоже нужно время, хотя бы для того, чтобы восстанавливаться после очередных "крупиц" и готовиться к новым.
В плане психологической подготовки очень многое дает посещение чужих спортзалов. Там ты хоть и не враг, но и не совсем друг. Кто знает, чего от тебя ждать? Лучше уж сразу самим придавить всей атмосферой. Ведь бой - это, в первую очередь, столкновение характеров, и тому, кто не был в подобной ситуации, тяжело представить, что такое столкновение с общей недоброжелательностью целого зала. Недаром было сказано: "дома и стены помогают". Здесь как раз обратное.
В заключение можно сказать, что формирование реального мастера - это многолетний путь балансирования на грани между боевым балетом и откровенной дракой. Путь долгий, и идти по нему действительно дано немногим. Для этого нужно очень любить свое дело, любить не за "крутость" или деньги, которые на нем зарабатываешь... Впрочем, основная черта любви именно в том, что логически она необъяснима.