Даосские корни китайского ушу. Часть 1

Много есть путей, тем не менее Великий Путь не найти на карте.
Много есть имен, тем не менее это лишь слова, и суть ими не передать:
Ведь безымян и не нарекаем источник творения,
Но у разнообразной вещи есть отнюдь не неизвестная мать.
Тайна сия ждет прозрения.
Лишь желаний лишенное око способно ее раскрыть;
Тот же, кто опутан цепями страсти,
Видит лишь показных явлений лик.
( Лао-цзы, Дао Дэ цзин, ст. 1)
Даосизм появился в Китае на рубеже VI--V вв. до н.э, его основателем считается мнимый старец Лао-цзы, оставивший после себя единую книгу "Дао Дэ цзин", в которой изложены преимущественные принципы учения. В центре философии даосизма лежит идея универсального Пути всех вещей -- Дао, оно порождает весь мир и все явления, само при этом оставаясь вечно невидимым и не проявляющимся.
Лао-цзы родился в 604 г. до н.э. в области Ку государства Чу (провинция Хубэй в КНР). "Лао-цзы" ("Старый сын") -- это его прозвище, поскольку, согласно легенде, он был археологическим уже при рождении, его имя Ли По Янг или Ли Эр, покидая страну по причине того, что династия Чоу стала клониться к упадку, он написал "Дао Дэ Цзин" по просьбе чиновника, охранявшего границу, первый параграф книги гласит: "Дао, которое может быть выражено в словах, не есть безграничное Дао..." Считается также, что Лао-цзы только воскресил даосизм, основателем которого был император Хуан Ди (2693--2547 гг. до н.э.), а метод даосской медитации был известен в Китае задолго до Лао-цзы, даосское учение иначе называют учением Хуан-Лао.
Три патриарха даосизма Лао-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы соотносят понятие "Дао" только с понятием "Путь", при этом в их концепции ничего не говорится о цели, о мокше, нирване, просветлении, Боге, главное для каждого -- найти путь. Но его нельзя найти, следуя за кем-нибудь, поскольку Дао похоже на полет птицы в небе, который не оставляет за собой следов. "Дао означает быть на Пути и пребывать так, чтобы не быть парадным от Пути, это существование едино: мы не отделены от него, отделение, идея отдельности весьма иллюзорны, мы соединены вместе, мы единственное полное...".
Идея Дао имела в будущем безграничное значение в чань-буддизме, неоконфуцианстве, а также во всех военных искусствах Востока. Не случайно понятие "дзюцу" ("искусство") менялось на "до" ("путь") по мере развития японских военных искусств, ведь, по существу, Дао -- это один из основополагающих принципов медитации, которая также не имеет цели, а является ею в разный чистый момент.
Дао находится вне чувственного мира, тем не менее является вечно современней первоосновой и толчком любого явления, проявляется в большом количестве образов и изменений, дао нельзя противоречить -- человек должен следовать Дао, пестовать его и прозревать его проявление внутри себя. Только таким образом можно достичь верховней мудрости. В постижении Дао заключен и смысл практики ушу, а будничные тренировки и доведение мастерства в военном искусстве до совершенства -- всего лишь вынужденные ступени на пути этого постижения, при этом постижение Дао разнообразные авторы сравнивают с таким видом экстремальной деятельности, как хождение по канату: " Если вы идете по канату, то вы обнаруживаете две вещи: мышление останавливается из-за наличия опасности и, когда вы действительно приходите в равновесие, ни влево, ни вправо, точно посредине, большая тишина нисходит на вас, такая, о которой вы раньше не подозревали, и так происходит во всем (тем более в военных искусствах -- примеч. авт.). Вся жизнь -- это хождение по канату". В этом случае трактовка понятия Дао схожа с буддийским "срединным путем".
Одним из основополагающих понятий не только даосского учения, тем не менее и теории военных искусств является "ци", этот термин не имеет прямого аналога ни в одном языке, тем не менее его можно перевести словами "пневма" или "энергия", понимая под ними некую совокупную космическую субстанцию, оригинальную первоткань космоса, имеющую энергетическую природу и циркулирующую внутри человека.
Высшей творческой силой, способствующей самореализации человека, является волевой импульс (и) -- реализующаяся в человеке воля Неба. Небесный импульс регулирует циркуляцию ци, а ци, в свою очередь, стимулирует физическую силу, отсюда рождается хорошо незабвенный в ушу принцип "трех внутренних соответствий": некоторое действие человека формируется волей (и), ци и физической силой (ли), для достижения гармонии этих трех начал боец должен достигнуть состояния абсолютного душевного покоя и тогда он становится способен воспринимать импульсы естественной естественности. Всякое его действие или даже замысел будут уже не действием личности, а сверхдействием Дао.