КАКИЕ ЗАПИСИ О ЦИГУНЕ ИМЕЮТСЯ В ПАМЯТНИКАХ ПЕРИОДА СУН, ЦЗИНЬ И ЮАНЬ

При династии Сун впервые были предприняты достаточно полное и систематическое редактирование и сверка обобщающих трудов. По проблемам, связанным с "взращива-нием жизни", также была выполнена определенная работа, включавшая редактирование описаний известных методов и их упорядочение, что способствовало их дальнейшему развитию.

В конце сочинения "Сводное описание высочайшей помощи" ("Шэнцзи цзун лу") имеется три раздела: о глотании слюны, о даоинь и о дыхательных упражнениях (буквально:

фу ци - "глотание ци"). В них специально рассказывается о методах цигуна.

Например, о способах глотания слюны говорится: "Раскрыть рот, язык упереть в зубы, чтобы получить слюну; в один день сглатывать 360 раз".

О даоинь: "Пять плотных и шесть полых органов, 100 костей и девять проходов человеческого тела - по всем им проходит ци. Циркуляция ци образует гармонию, застой ци образует болезни. Методы даоинь способствуют движению ци и крови, приносят пользу суставам, ограждают от тьмы зол, которые не могут проникнуть внутрь". И далее: "Если какой-либо из пяти органов цзан и тройной обогреватель перекрываются, то это регулируется шестью дыханиями... вздох [сюй] относится к печени, выкрик [хэ] - к сердцу, выдох [ху ] - к селезенке, ах [сы ] - к легким, выдувание [чуй] - к почкам, всхлип [си] - к тройному обогревателю... В большинстве случаев шести дыханий недостаточно, но ощущение перекрытое(tm) уходит, боль в данном органе прекращается...".

О "глотании ци": "... Метод глотания ци... один получает питание из семян, другой пьет слюну из нефритового озера либо [использует] методы туна (выдыхать старое, вдыхать новое) - даоинь - аньцяо, либо закрывает все проходы. Как правило, ци накапливается с помощью формы (тела), а форма заполняется ци. Если ци и форма находятся в соответствии, то естество долговечно...".

Среди сочинений этого периода, специально посвященных "взращиванию жизни", можно назвать "Записки о вскармливании [здоровья] по четырем сезонам" ("Сы ши и ян лу") Чжао Цзыхуа и "Новую книгу о продлении жизни и поддержке в старости" ("Шоу дань ян лао синь шу") Чэнь Чжэня. Также и Су Дунпо* обобщил предшествующий опыт практики цигуна, добавил к нему свой личный опыт и на этой основе написал специальное сочинение, которое впоследствии вошло в книгу "Самые лучшие рецепты господина Су" ("Су чэнь лян фан").

Лу Ю* написал стихотворение с близким описанием деталей: "Сердце словно в омуте, спокойствие - ни ветерка. Пока сижу, уже совершил несколько тысяч вдохов и выдохов. Ночь наполовину прошла, и вдруг случилось удивительное дело. Увидел, как над могучими валами взошло солнце".

В стихотворении показаны специфические ощущения человека, погрузившегося в состояние покоя.

Чжан Аньдао в сочинении "Секреты яншэн" ("Яншэн цзюэ") пишет: "Каждую ночь после третьей стражи ( с 23 часов до 1 часа ночи) следует набросить на себя одежду, лицом повернуться на восток или юг, сесть, поджав ноги калачиком, 36 раз постучать зубами друг о друга, крепко сжать их, прекратить дышать, внутренне сосредоточиться на пяти плотных органах... дождаться момента, когда живот наполнится ци; к тому времени, когда дыхание отрегулируется, языком надавить на губы и зубы, омыть их изнутри и снаружи... когда слюна наполнит рот, следует наклонить голову и проглотить [слюну], таким образом ци войдет в даньтянь...". Здесь дается детальное описание методики упражнений, сохранившей определенное научное значение до наших дней.

При династии Южная Сун появилось также сочинение неизвестного автора "Восемь кусков парчи" ("Ба дуань цзинь") - сравнительно раннее сочинение, специально посвященное яншэн и даоинь. Утверждают также, что тай-цзицюань сформировался на основе обобщающих трудов периода династии Северная Сун.

В период Цзинь-Юань Лю Ваньсу* в сочинении "Простые вопросы. Сокровенные истины о происхождении разных болезней" ("Су вэнь. Сюань цзи юань бин ши") предложил для использования "шестисловное заклинание" и специально обсудил способы поддержания жизни. Чжан Цзыхэ в книге "Уход за родственниками в домах служилых" ("Жу мэнь ши цинь") изложил способ выдувания ци для лечения внешних повреждений: "Подумать про себя о восточной стороне, когда встанет солнце, начать получать ци [ртом], а затем выдувать на больное место".

Ли Гао* в сочинении "Тайны, хранимые в орхидейных покоях"* ("Лань ши ми цзан") в разделе "О расстройствах от переутомления" ("Лао цзюань со шан лунь") пишет:

"...Если настроение неровное, повседневная жизнь не имеет распорядка, наличествуют расстройства от переутомления, то все это наносит ущерб ци, ослабление ци приводит к расцвету [стихии] огня, а расцвет [стихии] огня умножает [стихию] земли селезенки... [появляется] расслабленность в речах и движениях, одышка, поверхностный жар, потливость, раздражительность. Во время болезни необходимо успокоить сердце и сесть спокойно, чтобы питать ци; также использовать сладкое и холодное, чтобы’ ослабить огонь;

использовать кислое, чтобы собрать рассеянное ци; использовать сладкое, чтобы тонизировать ци". В этом отрывке объясняется не только то, что переутомление может довести селезенку до болезни, но и то, как во время страданий можно излечиться, "успокоив сердце и сев спокойно". Это способ комплексного применения цигуна и лекарственных средств.

Чжу Даньси* в сочинении "Недосказанное рассуждение о постижении природы вещей" ("Гэ чжи юй лунь") исследует следующие вопросы: "онемение, закупорка, холод, вызванные застоем ци, лечатся с помощью даоинь"; "предписывая следовать четырем временам года, регулируя дыхание и состояние духа, можно излечить основу болезней". Таким образом, он разъясняет применение упражнений по "регулированию дыхания и состояния духа", а также способы "взращивания" правильного (здорового) ци (чжэн ци) для лечения основы болезней, дает верное истолкование роли цигуна в лечении недугов.