Самбо и дзюдо. Часть 3

Может показаться, что поэтапный метод тренировки вещь настолько естественная и само собой разумеющаяся, что было бы странно, чтобы до Спиридонова он не существовал. На самом деле поэтапный метод не такая уж само собой разумеющаяся вещь. По своему многолетнему тренерскому опыту скажу, что учеников буквально приходится заставлять проходить поэтапную отработку приема. Большинство занимающихся стремится как можно быстрее перейти к боевой манере исполнения приема, не имея при этом достаточной наработки, а как только прием немного начинает получаться, так сразу стремятся устроить спарринг. Поэтапность в освоении техники организует именно тренер, сама собой она не возникает. В начале века, во времена Спиридонова, в джиу-джитсу и дзюдо не было поэтапной тренировки. Была отработка приемов, причем каждый отрабатывал их как "бог на душу положит" и вольная борьба. Да и сейчас восточные единоборства не отличаются приверженностью к поэтапной методике тренировки. Зайдите в любую секцию карате-до, и вы увидите, что в большинстве случаев вся тренировка сводится к двум вещам: это отработка техники в воздухе, включая ката, и спарринг, иногда можно увидеть отработку приемов в паре, мало чем отличающуюся от спарринга.
Спиридонов ввел широкую спортивную основу при тренировке навыков самозащиты. Он широко применял не только специальные, но и обще развивающие упражнения, различные легкоатлетические дисциплины, гимнастику, плавание. В джиу-джитсу и дзюдо того времени вся тренировка сводилась исключительно к отработке приемов, ни каких гимнастических, силовых, обще развивающих упражнений не применялось.
В результате многолетнего труда Спиридонова на свет появилась оригинальная система самозащиты. Ее Виктор Афанасьевич поначалу именовал просто "самозащита". Впоследствии, отдавая дань модным тогда сокращениям, назвал систему "сам". Но вероятно это название было не самым удачным. В среде Спиридоновских учеников рождаются новые варианты: "самоз", и, наконец, пришедшая на смену всем остальным аббревиатура "самбо" по первым элементам названия: самозащита без оружия.
В работе Виктор Афанасьевич ставил перед собой только чисто практическую цель - создание эффективной системы самозащиты. Случилось, однако, так, что именно эта система стала первым этапом существования в нашей стране нового прикладного вида борьбы в одежде, в котором разрешалось применение не только бросков, но и болевых приемов того вида, какой стал прообразом борьбы самбо. Дело в том, что полученные на занятиях боевые навыки лучше всего закреплялись и совершенствовались в вольной схватке. "Состязание является как бы высшей степенью тренировки и последним этапом совершенствования бойца при изучении самозащиты" - таково было мнение Виктора Афанасиевича. И его ученики выходили на ковер в курточках, борцовских ботинках, а чаще просто в гимнастерках и носках, и проводили учебные схватки. Постепенно стали организовываться спортивные соревнования, и даже первенства по специально разработанным Спиридоновым правилам. Борцы разделялись сначала на семь, а затем на восемь весовых групп, а проведение болевых приемов допускалось не только, как теперь в борьбе лежа, но также и в стойке. Кроме того, использовались различные удушающие захваты. Однако соревнования не являлись самоцелью, соревнования имели ограниченное значение, они являлись только одной из форм тренинга. Свою, чисто прикладную борьбу в одежде, Спиридонов культивировал как ведомственный, закрытый для посторонних вид спорта. В феврале двадцать девятого года впервые был проведен чемпионат московского "Динамо" по новому виду борьбы. В афишах в рекламных целях писали: "по джиу-джитсу", т.к. о новом виде борьбы еще очень мало кто знал. Затем были проведены и другие соревнования, тоже закрытые.
Система Спиридонова с самого начала имела закрытый характер, т. к. была предназначена для сотрудников НКВД (милиции, органов госбезопасности, пограничных и конвойных войск). Это обстоятельство отнюдь не способствовало ее популяризации. Родившееся на ее основе боевое самбо также до последнего времени не являлось доступным для любого и каждого. Справедливости ради необходимо сказать, что Спиридонов вовсе не являлся единственным специалистом в области самозащиты в НКВД. Неплохую книгу по самообороне для милиции создал спортивный работник, боксер Иван Солоневич. Очень интересную систему создал цирковой велоэквилибрист, дореволюционный чемпион Москвы по боксу, изучавший этот вид спорта за границей Н. Н. Ознобишин.
Нилом Ознобишиным было впервые введено понятие о боевых тактических дистанциях рукопашного боя. На этой основе им была разработана схема применения средств ближнего боя в зависимости от расстояния до противника, что позволило свести в единую систему приемы из совершенно разных видов единоборств, таких как французский бокс, английский бокс, вольная борьба, джиу-джитсу.
Ознобишин выделил шесть дистанций рукопашного боя, которым поставил в соответствие шесть способов индивидуальной самозащиты. Первая боевая дистанция 4-5 шагов - сфера действий револьвера, 3-4 шага - сфера действия трости. Вторая боевая дистанция 2-3 шага - сфера действия ударов ног. Третья боевая дистанция 1-2 шага - сфера действия кулачных ударов. Четвертая боевая дистанция - бой вплотную в стойке без обхвата, применяются удары головой, локтями, коленями, предплечьем и т. д. Пятая боевая дистанция - бой вплотную с обхватом, используются приемы борьбы. Шестая боевая дистанция - бой, лежа на земле, "на противнике" или "под противником". Схему средств ближнего боя, в зависимости от расстояния до противника, полностью у Ознобишина, позаимствовал Ощепков, создатель второй системы ставшей основой самбо, а точнее сказать основой спортивного самбо.