Детальное описание где отметить день рождения в альметьевске подростку тут.
УДАРЫ ТХЭКВОНДО

Есть смысл передавать информацию только тогда, когда она может быть воспринята. Нет резона педантично, с точностью до мелочей, ставить базовую технику в начинающей группе. Усилия тренера "уйдут в песок”, а время будет упущено. Сперва дайте группе общий обзор, покажите систему, генеральные принципы базовой техники спарринга. Заставьте учеников понять удар не только разумом, но и физически. Задействуйте фактор времени, ибо материал должен "отлежаться”, стать для ученика хорошо знакомым и естественным. Только тогда, когда вы увидите, что большинство ваших питомцев усвоили общую форму базовых движений, только тогда начинайте постепенно препарировать технику, подвергать каждый удар глубокому анализу, разлагать его на фазы, стадии, участки траектории, исследовать работу различных частей тела, выраженную в данном движении. Достигнув интеллектуальной и психофизической ясности по каждой подробности удара, снова складывайте части в единое целое, анализ заканчивайте синтезом.

Такая работа не может быть разовой, единовременной. К ней следует обращаться вновь и вновь по мере надобности, так как на каждом этапе своего становления спортсмен по-разному оценивает одно и тоже действие сообразно с полученным опытом и достигнутыми результатами. Информация может быть воспринята и эффективно использована только тогда, когда человек к ней уже подготовлен.

Итак, методика постановки отдельного удара. Рассмотрим ее по мере усложнения техники, переходя от простого к сложному. Прежде всего напомним, что любой удар ногой подразумевает активное взаимодействие бедра и колена. Поэтому, анализируя, скажем, бандаль-чаги, обратите внимание в первую очередь на это взаимодействие. Для начала рассмотрим технику исполнения ударов задней ногой (если боец находится в стойке ап-соги), Постановка технических элементов на уровень головы (ольгуль) несколько отличается от тех же элементов, выполняемых на уровень живота (момтон). Поэтому специфику техники ольгуль (для ударов, равно выполняемых на оба уровня) мы рассмотрим несколько позже.

БАНДАЛЬ-ЧАГИ

Бандаль-чаги представляет собой нечто среднее между ап-чаги и долио-чаги. Его траектория похожа на полумесяц, Ударной поверхностью является подъем стопы или подушечка стопы.

Стойка - ап-соги. Резко бросаем бедром колено задней ноги вперед и вверх. При этом бьющее колено направлено не прямо вперед, а несколько в сторону, за мишень, как если бы вы хотели коснуться коленом своей груди (левым коленом - правый стороны груди, правым коленом - левой стороны груди). Совершенно расслабленная голень выхлестывается инерцией данного движения вперед и захлестывается назад с ударом пяткой по ягодице, подчиняясь диктату бедра. Бедро как бы уподобляется ручке хлыста. После удара ногу лучше сразу научиться ставить вперед, чтобы не давать противнику перехватить инициативу атаки. При выполнении бандаль-чаги пятка опорной ноги доворачивается на 90-120 градусов по направлению к мишени, что облегчает толчок и увеличивает люфт работы таза. По мере освоения этого удара, нарастание легкости, скорости и мощи приходит в противоречие с жесткий зацеплением опорной ноги с полом. Поэтому сначала следует научиться стоять на носке (подъем пятки минимальный), что облегчает скольжение. Нога как бы, подчиняясь инерции движения, осуществляет подъезд к противнику. Таким образом, регулируется дистанция, перемещение включается в удар и усиливает его. На следующем этапе обязательно учитесь при ударе слегка подтягивать опорную ногу вверх, отрывая ее от пола. Удар выполняется с легкой, почти незаметной подпрыжкой, что увеличивает его скорость, резкость, убойную силу. Не путайте легкую подпрыжку с прыжком, который увеличивает время удара, делает его заметным и вязким. Не меняйте эффективность движения на внешнюю красоту.

МОМДОЛЛИО-ДВИТ-ЧАГИ

Этот удар с разворотом через спину труден не только технически, но и психологически, поскольку обычному человеку трудно заставить себя не убегать от удара, не блокировать его, мужественно оставаясь на месте, "глядя опасности в глаза”, а осуществлять уход, вроде бы подставляя противнику спину. Кроме того, эта процедура требует умения сохранять динамическое равновесие и хорошей тренированности вестибулярного аппарата. Поэтому рекомендуется начать изучение этого движения с более простого варианта исполнения, исключающего разворот через спину. Двит-чаги. Вспомните 50-е годы, танцы, чарльстон. То же сомкнутое положение коленей, та же манера движения, будто в узкой юбочке, та же скупая экономия перемещений,

Встаньте по стойке "смирно”, расслабьтесь, начните поочередно подбрасывать голени в стороны, не размыкая колени и выворачивая стопу вперед. Стоящий сзади наблюдатель должен видеть внутреннюю сторону ваших голеней. Выполнив это во фронтальной стойке, скажем в моа-соги, проделайте ту же процедуру в стойке ап-соги, повернувшись под углом 45 градусов к партнеру. Пятка подсекаемой вверх ноги должна подниматься как можно выше. Пальцы ноги подожмите на себя. Теперь, оставаясь в положении ап-соги, согните ноги, сожмите колени, нагните туловище вперед, закрыв согнутыми в локтях руками голову так, чтобы тыльная часть кулаков перекрывала возможный удар в лицо, и поверните голову, обоими глазами увидев то, что происходит позади вас. Вес тела в основном приходится на ту ногу, которая отставлена дальше от противника и которой вы будете наносить удар. Смотреть назад следует как раз со стороны бьющей ноги. Вторая нога несколько отставлена назад и упирается в пол подушечкой стопы.

МИРО ЧАГИ

По сути дела, миро-чаги представляет собой нечто среднее между ап-чаги и йоп-чаги, Это их спарринговая интерпретация, лишенная по возможности, недостатков одного и другого удара. Целью миро-чаги является поражение противника ударом всей стопы (подчеркнем, всей стопы, а не носком, пяткой или ребром стопы), усиленным толчком бедра. Первая фаза данного движения точь-в-точь напоминает первую фазу движения бандаль-чаги: тот же высокий вынос колена к противоположной стороне груди, подхваченный бедром, посылающим колено вперед по принципу удара штыком. При этом колено уложено параллельно полу, перекрывая пах от контратаки, а стопа поднята носком вверх. На первый взгляд, это положение ноги крайне неудобно. К нему нужно привыкнуть. Но таким образом формируется жесткая структура, поглощающая силу противодействия от удара. Отлетает противник, вы остаетесь на месте.

Имейте в виду, что колено должно выноситься вперед не слишком далеко и не слишком близко, то есть ровно на столько, чтобы обеспечить хороший потенциал разгиба колена и в то же время не провалиться вперед с вытянутой ногой, Миро-чаги можно сравнить с пружиной, которую сначала под давлением сжимают, а потом отпускают, дают выпрямиться и выстрелить свой заостренный кончик вперед.

Не забывайте ввинчиваться своей опорной ногой в сторону противника (подчиняясь удлиняющему конечность толчку бедра вперед, доворачивать пятку опорной ноги по направлению к оппоненту на 90-120 градусов),

НЕРИО ЧАГИ

Нерио-чаги представляет собой удар, наносимый стопой в голову противника сверху вниз и вперед от себя. Движение напоминает встряхивание градусника. Толчком таза подбрасываем вперед и вверх согнутую в колене ногу (если бить прямой, а не согнутой в колене ногой, то возникает опасность наткнуться на локти противника и травмировать свою конечность). Расслабленная стопа нахлестывается на поражаемую мишень, стремясь проникнуть сквозь последнюю. Потом, в результате этого тазобедренного кнутообразного встряхивания конечность снова захлестывается назад, почти ударяя по ягодице. Через такой захлест слегка согнутая в колене нога ставится на пол (в случае опускания не согнутой, а прямой ноги открывается вся область кивота, куда хладнокровный и быстрый противник может направить свою атаку). Сравнение с зачерпывающим ударом кошачьей лапы очень наглядно позволяет представить данную технику.

Нанося нерио-чаги, постарайтесь отклонить голову в сторону и назад, развернув плечевой пояс на 45 градусов по отношению к бедрам. Это делается затем, чтобы избежать контрудара по голове, например, момдолио-чаги. Так же не пренебрегайте подстраховкой своей головы руками, не разводите их в стороны и не опускайте, желая обеспечить более сильный нерио-чаги. Умелый противник может воспользоваться этим и провести контратаку нерио-чаги по незащищенной голове в то время, пока ваша нога еще не достигла земли после атаки.

ХОРИО-ЧАГИ

Этот удар является одним из самых результативных действий, приводящих к нокауту. Выполняется он как удар-крюк (с сильным захлестом голени) в процессе разворота через спину. Ударной поверхностью является стопа целиком, пятка или подушечки пальцев ноги. Первая фаза траектории весьма напоминает момдолио-двит-чаги, после чего следует нахлест колена, приводящий к изменению прямой траектории на круговую. Поэтому момдолио-чаги целесообразно "ставить” ученикам после изучения момдолио-двит-чаги. Выполнение момдолио-чаги как двит-чаги на первой стадии движения резко сужает "коридор” атаки, уменьшает разрешающую способность глаза и делает удар особенно опасным. Резкость удара, осуществляемого как обычно за мишень (в данном случае мишень - голова противника) увеличивается за счет реверсной работы плечевого пояса (реверсный толчок плечами против кругообразного выброса ноги в сочетании с подсечкой голени является обязательным для повышения резкости момдолио-чаги).

Верхняя часть туловища и голова (прикрытая руками) отклоняются в противоположную сторону от противника тем ниже, чем выше производится ту. Этот же наклон обеспечивает уход от контратаки противника. Реверс плечами и наклон взаимосвязаны и синхронизированы. Для обеспечения еще большей скорости, резкости, легкости момдолио-чаги старайтесь чуть-чуть отрывать от пола

опорную ногу, согнутую в колене, подтягивать ее вверх. В случае выполнения момдолио-чаги без легкой подпрыжки, опорное колено должно служить хорошим амортизатором (не забывайте правило: чем выше удар, тем ниже центр тяжести, тем мягче опорное колено, тем сильнее согнута опорная нога).

Момдолио-чаги довольно сложен по технике исполнения. Поэтому сначала научитесь делать его без разворота через спину, как битуро-чаги. Особое внимание обратите на хлыстообразность движения. Это обеспечит сброс напряжения, быструю постановку ноги на пол с последующим изменением вашего положения. Зависание ноги над полом (как уж отмечалось) сделает вас сильно уязвимым для контратак противника.

В момент касания мишени носок стопы оттягивается от себя, чтобы максимально удлинить бьющую конечность. Даже если вы, резко ударив, заденете челюсть или кончик носа оппонента всего лишь подушечкой, крайней фалангой большого пальца ноги, то этого будет уже вполне достаточно для нокаута или нокдауна.

ТЕХНИКА УДАРОВ НОГОЙ В ГОЛОВУ (ОЛЬГУЛЬ)

Как уже отмечалось выше, чем ниже вам удалось опустить центр тяжести, присев на опорной ноге, тем легче и выше вы сумеете вынести бьющую ногу. Технология простая: чем ниже - тем выше. Классическим примером удара в ольгуль может служить долио-чаги. Специфика работы колена в этом ударе заключается в том, что оно движется все время в одной вертикальной плоскости, не смещаясь ни вправо, ни влево. Высокий подъем колена бьющей ноги и мягкий сгиб в колене опорной ноги облегчают возможность винтообразного вкручивания вперед ударного бедра. Этот "винт” и дает импульс для "г”-образного выхлеста и захлеста голени. Поражение наносится либо подъемом, либо подушечкой стопы. Пятка опорной ноги, подчиняясь винтообразному вкручиванию ударного бедра и усиливая процесс, доворачивается на 180 градусов по отношению к противнику. В момент удара плечевой пояс выполняет реверсное движение, то есть верхняя часть туловища разворачивается в противоположном направлении по отношению к бьющей ноге. Ситуация похожа на выжимание белья двумя руками.

ЙОП-ЧАГИ

Большая часть сказанного о долио-чаги с полным основанием применимо к йоп-чаги. Отличие заключается в том, что в данном случае колено бьющей ноги выносится за пределы вертикальной плоскости в сторону живота и укладывается параллельно к полу. Возврат колена после удара осуществляется так же "на живот”. Ударной поверхностью является внешнее ребро стопы или вся стопа целиком.

ТЕХНИКА УДАРОВ ПЕРЕДНЕЙ НОГОЙ

Удары передней конечностью (если вы стоите боком или под углом в 45 градусов по отношению к противнику) весьма результативны в силу короткой траектории и скорости, хотя и уступают ударам задней конечностью по мощи. Удары передней ноги внезапны, непредсказуемы, почти не оставляют противнику возможности отклониться или контратаковать. Их использование требует умения максимально расслабить и активно задействовать тазобедренный пояс. Эту технику рекомендуется выполнять как в одиночном, так и в серийном исполнении.

Одиночный удар передней ногой (или рукой) сочетает в себе поражающий фактор пространственную разведку (быстрые и резкие удары передней конечностью прощупывают дистанцию до противника, проверяют быстроту реакции или стиль обороны последнего), то есть имеет место своеобразная разведка боем. Переднюю ногу можно задействовать в качестве инструмента встречной контратаки и для отбива атаки нападающего. Ударом передней конечностью целесообразно начинать атаку-серию. Очень хороший результат дает так же повторная атака передней ногой (рукой) через постановку ноги на пол, или без нее. Иногда элемент неполного раскрытия, выпрямления конечности в такой атаке играет роль обмана-финта. Например, лишь показав удар в живот, реально наносим его в голову; или исполнив ложный удар, скажем, битуро-чаги, встречаем уклонившегося противника ударом долио-чаги.

Специфика постановки техники поражения передней ногой заключается в одновременном резком поднятии колена (или одновременной подсечке стопы к ягодице) и переноса веса тела на заднюю ногу. Вместе с тем, инерция поднятого колена (например, при бандаль-чаги) или подброшенной к ягодице голени (при двит-чаги) подхватывается толчком таза, досылающим их в мишень. Импульс настолько силен, что отрывает опорную ногу от пола и заставляет ее сделать подпрыжку - подъезд к противнику. Таким образом, сам удар и перемещение объединяются одним движением. Исключаются любые дополнительные подшагивания, перетаптывания, раскачка тела и т.д. которые могут служить противнику сигналом, предупреждающим о вашей атаке.

После удара следует позаботиться о группировке, через которую вы сможете легко и свободно перестроиться на любую технику.

ДЖИРУГИ

Несмотря на то, что в тхэквондо ВТФ основной акцент сделан на технике "чаги” (удары ногами), а атакующие возможности рук ограничены областью живота и груди (момтон), тактическая роль рук в этой системе огромна. Подстраховка при уходе от атаки противника, финты, мощные встречные контрудары с выходом в ближний бой, работа в клинче, прикрытие для внезапных ударов ногами - вот далеко не полный перечень тех функций, которые выполняют руки в тхэквондо ВТФ. Четыре бьющие конечности эффективнее двух - с этой простой истиной трудно спорить. Следовательно, как бы не усложнялась и не ускорялась техника ног, было бы ошибкой и ущербом для общей системы тхэквондо игнорировать руки.

Заметим, что удары руками здесь дают очки только при условии явного и сильного поражающего воздействия. Поэтому на тренировочных занятиях "ставить, их следует минимум с расчетом на нокдаун. Столь эффективно выполнить джируги можно в том случае, если удар наносится бедром при полностью расслабленной руке и плече; если в удар вкладывается вся масса, весь вес стремящегося вперед тела; если удар встречает атакующего противника, и скорость, а следовательно, и сила взаимодействия суммируется.

Как добиться реализации всех указанных условий? Во-первых, при помощи правильной техники, во-вторых, при адекватном использовании ее в конкретных ситуациях спарринга.

Начнем с базы. Стойка - фронтальная, скажем, пьенхи-соги или наранхи-соги. Сперва акцентируем внимание на работе ступней, коленей, бедер. Руки полностью расслаблены и свисают по бокам туловища как плети. Повернитесь вполоборота в одну сторону. Ступни ног образуют букву "Т”, колени сомкнуты, ноги согнуты в коленях. Перебросьте круговым движением живота и таза плечевой пояс в другую сторону (например, справа налево), сохранив положение стоп и коленей как бы в зеркальном отражении. Вновь перебросьте плечевой пояс... И так далее, пока не почувствуете работу таза. Теперь согните руки в локтях и примите стойку, похожую на боксерскую. Продолжаем перебрасывать плечевой пояс из одной стороны в другую, передавая волнообразное колебание от таза в плечо, от плеча к локтю и обратно. На данной фазе отработки важно научиться "гнать волну”, не закрепощая согнутую руку. В следующей фазе можно уже выбрасывать кулак вперед. Тело с бьющей конечностью должно напоминать кривошипно-шатунный механизм: кругообразное движение таза сопровождается поступательно-возвратным движением руки.

Поменяем стойку на ап-соги, то есть встанем под углом в 45 градусов и проделаем всю ту же работу. Важно помнить, что колени всегда имеют тенденцию к сближению, а кулак движется не просто вперед, а слегка вниз (в итоге равнодействующая направлена точно в точку контакта).

На очередном этапе учимся слегка отрывать одноименную с бьющей рукой ногу от пола, чтобы она не стопорила инерцию движения вперед и не мешала вложить в удар вес тела.

При ударе с передней руки передняя нога слегка приподнимается, колено вворачивается вовнутрь, а переднее бедро делает толчок вперед, подчиняясь перемещению всего тела. Вы как бы все время чуть-чуть подшагиваете к противнику.

Работа ног при ударе задней рукой гораздо сложнее. Передняя нога сперва подтягивается к задней, обеспечивая неустойчивое равновесие с тенденцией наклона тела вперед. Когда угол наклона достигает критической величины, и человек начинает падать, толчком обеих ног и таза порождается волнообразное движение, передаваемое через плечо и локоть в кулак. Бедра, плечи и бьющая рука выстраиваются почти в одной плоскости. Таким образом, вся масса падающего тела усиливает удар руки. Мешает падению лишь в последний момент выброшенная вперед задняя нога, становящаяся новой подпоркой телу. Возврат руки в исходное положение и группировка знаменуют собой новое состояние равновесия. Итак, джируги задней рукой (да, и джируги передней рукой) выполняется как раз в момент между двумя состояниями равновесия: состоянием - "до”, и состоянием - "после” удара.

МЕТОДИКА И ЭТАПЫ

ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

Согласно первому методическому правилу, даже в поводящей к спаррингу части тренировки не должно быть элементов к нему безразлично. Все, начиная от разогревающей суставно-мышечной гимнастики и кончая отработкой техники ударов, следует ориентировать на поединок, соотносить с ним. Если говорить глобально, то в системе "тренировка – бой” определяющим и направляющим элементом является последний, то есть показатели спортсмена на контактных соревнованиях определяют направление и вид его тренировок.

Очень схематично базовую спарринговую подготовку можно разбить на три года. Первый год посвящается освоению основных элементов базовой техники тхэквондо ВТФ. Это период знакомства с психофизической культурой данного олимпийского единоборства, адаптации к ней, наработки комплекса необходимых и устойчивых навыков тренировочного процесса и т.д. Второй год направлен на углубленное изучение специфики спарринга тхэквондо: передвижений, связок, атак и контратак, финтов и пассивных раскрытий. Третий год обучения акцентирует внимание на освоение сложной техники, включает методику специальных занятий, посвященных развитию реакции, энергетического потенциала, скоростных, взрывных и силовых качеств бойца тхэквондо ВТФ. Дальнейшее (уже во многом самостоятельное) обучение спортсмена опирается на тактическую подготовку, разработанную в соответствующей главе и совершенствование техники спарринга.

Кафедра ЭСиС КГЭУ